Куда катится такси. Почему подорожали перевозки пассажиров на Ставрополье?

В крае регулярно проверяют водителей такси. © / Министерство дорожного хозяйства и транспорта СК

Ставропольцы жалуются на взлёт тарифов такси. Жителям края приходится платить за поездки вдвое больше, чем летом. Пассажиры связывают это с новым законом, который вступил в силу в сентябре.

   
   

«Как на край города»

Жительнице Ставрополя Светлане Черновой приходится часто ездить на такси, и она заметила, что стоимость поездок выросла вдвое. 

«Каждый раз, когда вижу цены, ощущение, будто еду в торговый центр на краю города, - говорит она. - К примеру, за поездку от площади 200-летия Ставрополя до проспекта Юности приходится отдавать больше 200 рублей. Почти 400 рублей стоит путь от этого проспекта до центрального автовокзала. Таксисты говорят, что тарифы выросли из-за подорожавшего бензина, но я в недавно ездила в Северную Осетию, и там такси почти в два раза дешевле, хотя топливо стоит столько же», - считает Светлана. 

Другая ставропольчанка, Татьяна, говорит, что маршрут, который раньше обходился ей в 100 рублей, теперь стоит больше 180 рублей. 

Подорожание такси мог вызвать новый закон, ограничивающий круг водителей, допускаемых к пассажирским перевозкам. В этой сфере теперь нельзя работать людям с непогашенными или неснятыми судимостями за тяжкие преступления, медицинскими противопоказаниями, повторным лишением прав и многочисленными штрафами. 

Закон обязывает водителей каждый день подписывать путевой лист и проходить медицинское освидетельствование. Работать разрешается либо по трудовому договору, либо в качестве индивидуальных предпринимателей или самозанятых. Необходимо оформить разрешение и пройти аттестацию. Водителям такси также нужно приобрести специальный полис ОСАГО с более высокими тарифами, чем обычный.

Нелегалам придётся уйти?

Впрочем, закон ещё не заработал в полную силу, говорит руководитель таксопарка в Ставрополе Валентин Серкин. Он уверен, что крупным фирмам новые правила будут на руку, так как они избавятся от конкурентов в виде нелегалов и небольших предприятий. 

   
   

«Прописанные в законе механизмы ещё сыроваты. Даже в лицензионном комитете есть проблемы, у них не получается быстро добавить машину в реестр. Я ждал больше месяца, пока ставил автомобили на учёт. Думаю, всё заработает в течение полугода», - говорит бизнесмен.  

А вот владелец другого таксопарка, Иван Иванов, считает, что из-за  нового закона часть водителей уйдут из профессии, а другие начнут работать на себя. Если в таксопарке будет работать меньше машин, вырастет себестоимость  поездок, и это почувствуют на себе пассажиры. 

Подорожание, которое уже произошло, он объясняет скачком цен на автомобили, запчасти, комплектующие и бензин. 

А вот самозанятый таксист Дмитрий уверяет, что никакого подорожания нет, и закон пока никакого воздействия на тарифы не оказал. У мужчины есть основная работа, пассажиров он возит на личной машине ради дополнительного дохода, два-три дня в неделю. 

«Я заранее сделал справку об отсутствии судимости и отправил через приложение в агрегатор, хотя у меня её даже не спрашивали. Если потребовали бы обклеить машину жёлтой плёнкой, я просто бросил бы подработку»,- рассказывает ставрополец.

Лицензию он оформил ещё в 2019 году за 5 тыс. рублей. По словам Дмитрия, многие его коллеги обходятся без разрешения, хотя ездят на машинах со специальной плёнкой. Они утверждают, что автоинспекторы их останавливают редко. 

«Говорили, что по новому закону страховка для таксистов будет стоить около 80 тыс. рублей. Если цены на ОСАГО действительно так взлетят, не будет смысла колесить по городу. Тем более тем, кто арендует машины у таксопарка и платит за неё до 3 тыс. рублей в сутки», - уверен Дмитрий. 

Его коллега Тимур тоже утверждает, что стоимость поездок не изменилась. Как и прежде, ценник увеличивается в непогоду и часы пик. По его наблюдениям, разрешения на работу в такси оформили только взрослые опытные водители. Молодёжь так и ездит нелегально.


Кстати

По данным миндора Ставрополья, в крае уже есть водители, которые аннулировали свои лицензии из-за высокой стоимости специального полиса ОСАГО и продажи автомобиля новому владельцу. 

Тарифы перевозчики устанавливают сами, министерство не контролирует ценообразование. В случае жалоб от пассажиров работу агрегаторов такси может проверить краевое управление Федеральной антимонопольной службы. 

На 1 сентября 2023 года перевозить людей и багаж в Ставропольском крае имеют право 5285 автомобилей.