Археологи по доброй воле. Как попасть на раскопки, не будучи профессионалом

Студенты в КЧР нашли подвески, наконечники стрел, пуговицы и керамику. © / Пресс-служба КЧГУ

Деньги или впечатления?

На недельку-другую почувствовать себя археологом может каждый. В социальных сетях летом то и дело зовут на раскопки каких-нибудь древностей.

   
   

«Экспедиции бывают разные, и условия в них тоже разные. За «новостроечные работы» платит застройщик. Туда ездят подзаработать, – рассказал руководитель археологической экспедиции на древнем поселении Ракушечный Яр в Ростовской области Виктор Цыбрий. – Есть экспедиции по грантам, где платят профессионалам и привлекают волонтёров. Есть тематические экспедиции, в которые археологи ездят за собственный счёт. Есть целые волонтёрские молодёжные движения, ориентированные на археологию. Главное – желание и здоровье. Предпочтителен опыт, но берут и новичков, иначе где же взять тот самый опыт?»

Особых ограничений для желающих поучаствовать в раскопках на Дону нет. Часто приезжают целыми семьями с детьми всех возрастов.

«Дети тоже посильно помогают и набираются знаний, опыта коллективного общежития и летнего солнца, – говорит археолог. – Но в трудовых целях, конечно, ориентир на тех, кому за 18».

Волонтёры в лагере этой экспедиции питаются и проживают за счёт организаторов раскопок. Большим группам оплачивается дорога, оборудование, инструменты и палатки предоставляются.

Ракушечный Яр расположен на острове Поречный, часть которого могут срезать, поднимая уровень воды в Дону, поэтому любители археологии спешат зафиксировать ценности памятника каменного - начала бронзового веков. Работы Виктор и его брат Андрей Цырбий ведут за счет средств своих организаций.

Ежегодно волонтёров в археологические экспедиции приглашает фонд «Археология». Записываться можно уже в январе, но, похоже, желающих не так уж много, потому что до сих пор в соцсетях висят объявления о наборе добровольцев, готовых раскапывать в Крыму античный некрополь и поселение Кыз-Аул, боспорский город Китей и русскую крепость Керчь.

   
   

Волонтёрам там не оплачивается ни проезд, ни питание, ни проживание. Профессиональные археологи, как Тимофей Крылов из Пятигорска, называют подобные раскопки археологическим туризмом. Сам он сейчас копает один из памятников эпохи мезолита в Вологодской области и зарабатывает больше тысячи рублей в день.

Ну а волонтёры в Крыму «машут лопатами» не только бесплатно, но ещё и сдают деньги за проживание: 550 рублей в день берут с новичков, 450 рублей в день – со «старых» волонтёров.

«На эти деньги мы закупаем продукты, арендуем автотранспорт, платим зарплату обслуживающему лагерь персоналу»», – объясняет администратор археологической группы в социальной сети Василий Бубнов.

На срок меньше недели в лагерь не принимают. С собой можно брать детей за меньшую плату.

На практику – с лопатой

На Северном Кавказе пока археологический туризм не развит. Директор Ставропольского краеведческого музея-заповедника Николай Охонько обещал, что на раскопки Татарского городища будут привлекать и волонтёров. Пока же древние поселения изучают только учёные и студенты. В июле этого года первокурсники Карачаево-Черкесского государственного университета работали на северо-восточной окраине аула Сары-Тюз, где в прошлом году обнаружили древнее городище Башла Кулак VIII-IV веков до нашей эры.

«Это плановая обязательная практика после первого года обучения, – пояснил  заведующий археологическим музеем КЧГУ Ахмат Айбазов. – Объём работ был небольшой, мы не имели права копать больше 100 кв.м, и справились своими силами. Научные археологические работы можно вести круглый год, но уже без студентов. Конечно, на раскопках нужно обладать специальными знаниями. Важно не повредить ценный археологический материал. Рядом с ребятами всегда есть люди, которые научат, покажут. Ничего сложного на самом деле в этой работе нет, но она требует усидчивости и физической силы. Парни копают, выкидывают камни. Девушки чистят щёточками и ножичками».

Студенты на практике за участие в раскопках ничего не платят. Всё организовано за бюджетный счёт, включая проживание в ближайших к археологическому памятнику населённых пунктах.

Под полутораметровым слоем грунта нашли в этом году край древнего жилища, а в нём бронзовые женские подвески, наконечники стрел, пуговицы и много фрагментов керамической посуды. Сейчас всё это чистят, точно датируют и склеивают обломки керамики.

Смотрите также: