За копейки. Почему ставропольские фермеры приостановили экспорт зерна

Ставропольское зерно пока лежит на складах. © / Анна Городкова / АиФ

Рынок замер

«Это происходит по двум причинам, - говорит Михаил Серков, руководитель крупного СХП в Кировском районе. – Во-первых, Турция ввела для нашей страны пошлину на поставки зерновых. Эта страна – второй после Египта покупатель нашего зерна, поэтому пошлина больно ударила по экспорту. Цена на пшеницу упала и сейчас составляет всего 10 руб. за килограмм. Многие мои коллеги решили пока пшеницу попридержать. Я продаю на экспорт горох. Из-за того, что он тоже подешевел, моё хозяйство уже понесло немалые убытки. Второй фактор – внутренний. С прошлой недели многие дальнобойщики Юга России перестали перевозить грузы, в том числе зерно. Тем самым они выражают протест против скандальной системы «Платон». Поэтому рынок зерна сейчас замер».

   
   

Проблемы с Турцией чувствительно бьют по аграриям ещё и потому, что, по словам экспертов, через неё наше зерно идёт во многие другие государства.

В минсельхозе Ставрополья нам сообщили, что все прошлогодние обязательства по поставкам в Турцию выполнены. Официальных данных по отгрузкам из Ставропольского края в 2017-м пока нет.

Львиная доля – на экспорт

Куда же житница страны сегодня продаёт своё главное богатство?

«В 2016-м валовой сбор зерна после переработки составил 10 млн 200 тыс. тонн, - сообщили в пресс-службе краевого минсельхоза. – На внутреннее потребление (хлебопечение и семенной материал) оставили 2 млн 100 тыс. тонн. Остальное зерно идёт на реализацию. С первого июля прошлого года отгрузили 4 млн 660 тыс. т, причём 560 тыс. т ушли напрямую за рубеж. Основные страны, которые покупают наше зерно, - Азербайджан, Грузия, Армения, Иран и Австрия. Остальное зерно (3 млн 800 тыс. т) отправили в порты для дальнейшего экспорта. И только 300 тыс. тонн отгрузили в другие регионы России».

Кстати
Так называемый «социальный кирпичик» хлеба на Ставрополье недавно подорожал на рубль и стоит уже 22 руб.

«Давно нужно выращивать не только зерно, но и другие культуры. А если и заниматься им, увеличивать продажи на внутреннем рынке и активнее развивать животноводство, - полагает Айдын Ширинов, руководитель крупного сельхозпроизводства. – Иначе, боюсь, выращивать зерно наши фермеры скоро будут себе в убыток. Цены на него на внешнем рынке продолжают падать, и ситуация может ухудшиться. Нужно срочно перестраиваться. Делать ставку на один лишь экспорт уже нельзя».

Впрочем, пшеницу из края вывозят далеко не все фермеры.

   
   

«В нашем районе работают в основном мелкие сельхозпроизводители, - говорит Александр Перепелицын, фермер-казак из Левокумского района. – Урожаи не слишком большие – в год в нашей зоне рискованного земледелия в среднем собираем в хозяйстве по 700-800 тонн. А перекупщикам, перевозящим зерно за границу, нужны очень большие партии. К счастью, у нас в районе неплохое мукомольное производство. Из года в год сдаю свою продукцию на один и тот же комбинат».

Смотрите также: