«В городе жить легче и интереснее». Почему вымирают ставропольские сёла

С питьевой водой в сёлах края напряжёнка. © / Е.Комленко / АиФ

На Ставрополье появились пустые сёла. Брошенных хуторов с заколоченными домами пока немного. Тем не менее тенденции тревожные. По данным Ставропольстата, сегодня в традиционно аграрном крае, житнице России, селяне – в меньшинстве и составляют лишь 41,7% от всего населения.

   
   

Один – на весь посёлок

Ещё шесть лет назад в ставропольской глубинке было на 24 тысячи человек больше, чем сегодня. Как ни печально, но в шести сельских населённых пунктах никого не осталось. Три из них – в восточном и самом отдалённом районе Ставрополья, Курском: поселок Ленпосёлок, хутор Виноградный, хутор Советский. Ещё – хутор Братство и Равенство (Минераловодский район), хутор Новокубанский (Кочубеевский район) и хутор Егорлык (Труновский район). В поселке Зольский Карьер Кировского района проживает всего один человек.

Правда, крупных сёл и станиц в крае пока хватает. Так, станицу Старопавловскую, что в Кировском районе, можно считать весьма успешным для востока края населённым пунктом.

«По моим данным, в нашей станице сейчас 3600 жителей, и этот показатель сохраняется уже много лет, – рассказывает местный фермер Михаил Серков. – У нас крепкие казачьи фермерские хозяйства, отличная школа, есть Дом культуры. Большой плюс в том, что мы живём всего в 12-ти километрах от районного центра – города Новопавловска, где можно найти какую-никакую работу».

«Тем не менее большинство детей, окончив 11-й класс, разъезжаются по городам, – продолжает Серков. – Свой выбор объясняют тем, что там гораздо больше перспектив, жить легче и интереснее. Остаются в основном дети фермеров, готовые продолжить семейный бизнес».

У самого Михаила двое из трёх детей живут в городах.

Увы, коренных жителей Старопавловской постепенно замещают приезжие. С конца 90-х из Чечни, Ингушетии, других соседних республик туда массово стали прибывать беженцы.

   
   

Молодёжи 25-29 лет, по данным Ставропольстата, среди жителей глубинки – 8%.

«Это парни и девушки, которые родились в конце 80-х, когда демографические показатели были достаточно высокими, – говорит доктор социологических наук, профессор СКФУ Дмитрий Лушников. – Это люди трудоспособного возраста, которые, имея регистрацию в сёлах, зачастую живут и работают в городах. Но процесс старения сельского населения всё равно идет…»

Как же взять «свежую кровь» для деревни?

В минсельхозе Ставрополья полагают, что нужно делать ставку на трудоёмкие аграрные предприятия, ведь работа – один из важнейших факторов при выборе места жительства. Помочь могут инвестпроекты по садоводству, животноводству и др. Государство компенсирует 20% расходов при строительстве теплиц, овощехранилищ и др.

Работа плюс жильё

Ещё одна проблема – жильё. В минсельхозе её решают при помощи федеральных и краевых целевых программ. Государство оплачивает 70% от стоимости жилья. 235 ставропольских семей благодаря этому за последние четыре года справили новоселье. В этом году жильё получит ещё 121 семья.

Вот только как быть с хроническими «болячками» села: острым дефицитом медиков, плохими дорогами, нехваткой «очагов» культуры и спортивных объектов?

Нельзя сказать, что власти не пытаются решать эти проблемы. В крае работает федеральная программа «Земский доктор». По данным минздрава края, уже почти 600 молодых врачей, получив миллион рублей, отправились работать в сёла. Но этого мало. Как сообщили в краевом минздраве, региону не хватает около 5 тысяч врачей и медсестёр. В основном они требуются в глубинке. 

Немногим лучше ситуация с деревенскими учителями. Их тоже не хватает. Вакансии закрывают, перегружая педагогов дополнительными часами. Впрочем, у сельских учителей есть стимул работать в провинции – компенсация платы за «коммуналку» и доплаты. 

По краевому закону № 13 стопроцентную компенсацию затрат на ЖКУ получают и педагоги-пенсионеры. В краевом бюджете 2016-го на эти цели предусмотрено 350 млн рублей, пользуются льготой 15 тысяч человек.

Не хуже, чем в городе?

Увы, власти одной рукой дают, другой – отбирают.

Тенденция последних двух лет – ликвидация во многих сёлах и станицах отделений банков, филиалов миграционной службы и других структур.

«На весь Минераловодский район оставили только два паспортных стола! – возмущается депутат Ставропольской краевой Думы Айдын Ширинов. – Люди издалека едут, чтобы оформить пустяковую справку. Но если бы только это! Реалии ставропольских сёл – безработица, плохое здравоохранение, разбитые дороги… Всё чаще люди жалуются мне на то, что добраться из их населённого пункта до города или даже до соседнего села – целая проблема: сокращают автобусные рейсы, электрички. Ещё острее, чем в городах, проблемы ЖКХ: плохое снабжение водой, бесконечные отключения ресурсов… Поэтому считаю, что мало обеспечить работой. В селе люди должны жить не хуже, чем в городе! Вот тогда и бежать оттуда они не будут». 

Официально

Заместитель руководителя Ставропольстата Ибрагим Куркиев:

«Численность сельского населения края снижается в основном из­за миграционного оттока, который в 2014 г. составил 4,4 тыс. человек, а в 2015­м – 2,5.

При этом максимальная миграционная активность селян проявляется в перемещениях внутри края ­ из сёл в города. В 2015­м 66% сельских жителей, переехавших на новое место жительства в пределах Ставрополья, поселились в городах.

В 2015­м впервые за последние годы не было естественного прироста сельского населения (число умерших превысило число родившихся на 5 человек).

За 3 месяца этого года мы наблюдаем снижение численности сельского населения края. Естественная убыль ­ 399 человек, миграционный отток – 459 человек, общая убыль населения – 858».

Комментарий

Учитель информатики (г.Ставрополь) Алина Кравцова:

«Я выросла в с.Заветном Кочубеевского района. Могла бы остаться там и преподавать в местной школе, но… Муж – юрист и найти себе подходящую работу в селе не смог. И какие там перспективы у моего сына, которому сейчас полтора года? Дом культуры, который был на балансе колхоза, после развала сельхозпредприятия тоже пришёл в упадок, никаких кружков и секций не осталось. А ведь в Заветном ­ 5 тысяч жителей!

Мои бывшие одноклассники вынуждены работать за небольшие деньги либо в магазинах, либо на немногочисленных сельских предприятиях. Выживают только благодаря огородам и живности. А кому­то приходится каждый день ездить на работу в райцентр или даже в Невинномысск».   

Мнение власти

Министр сельского хозяйства Ставрополья Владимир Ситников: 

«Сейчас государство уделяет много внимания развитию сельских территорий. Поддержка АПК по программам  импортозамещения будет только набирать обороты, поэтому у тех, кто занимается сельским хозяйством, неплохие перспективы.

Нам нужно повышать престиж рабочих профессий. Культ «белых воротничков» – уже в прошлом. На плечах фермеров сейчас лежит историческая миссия – внести свою лепту в обеспечение страны качественной и здоровой продукцией.

Основной посыл главы нашего государства – развитие малых форм хозяйствования. Ставка – на грантовую поддержку, которая позволит обеспечить работой фермеров. Свою эффективность доказали ведомственные целевые программы «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2015­2017 годы» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015­2017 годы». Недавно по этим программам мы вручили более 160 сертификатов на сумму свыше 330 млн рублей».

Смотрите также: