Романтики мало. Впервые на Ставрополье почётными стали местные спасатели

Василий Ефимов и Владимир Схоменко снимают психологическое напряжение шутками. © / Елена Арцимович / АиФ-Северный Кавказ

К Дню спасателя, который традиционно отмечается 27 декабря, двоим сотрудникам Аварийно-спасательного формирования (АСФ) Петровского округа вручили нагрудные знаки «Почётный спасатель Ставропольского края». Начиная с 2015 года, когда награда впервые нашла своего героя, таких знаков выдали немногим более тридцати.

   
   

Байки с горечью

Удостоверение Владимира Схоменко — под номером 30,  Василия Ефимова — 31. Владимир, кроме знака, также получил Почётную грамоту губернатора СК.

«Когда краевых спасателей награждают — это понятно: всё же край, уровень высокий, — говорит начальник АСФ Константин Ткаченко. — Наши ребята стали первыми награждёнными из числа муниципальных спасателей. Я считаю, отличный показатель».

Оба — спасатели второго класса. Выше только первый и международный. И то, и другое в условиях муниципалитета маловероятно, да и не нужно.

«Чтобы получить первый класс, к примеру, надо знать два языка. А нам зачем? Хотя было дело, — смеётся Василий Васильевич, — как-то общались с казахом, который в ДТП попал. Я ему: «Что болит? Рука?», он соглашается: «Рука». Я ему: «Может, нога?» Он опять кивает: «Нога». В итоге и руки, и ноги в норме оказались — просто повторял за мной».

Таких баек в арсенале спасателей немало, вот только почти все они вперемешку с горечью. Говорят, в их профессии только два процента романтики, остальное — тяжёлый труд, в том числе моральный...

На все руки

В Петровском муниципальном округе аварийно-спасательное формирование появилось в 2007 году. Набранные сотрудники сами отремонтировали выделенное им помещение. Потом не раз они переезжали на новое место, и всегда приводили его в порядок собственными руками.

   
   

Утро у них начинается с занятий на турнике и брусьях. Физическая форма — залог успеха, ведь слабый тому, кто попал в беду, не поможет. И глупый или медлительный тоже. Зачастую решения нужно принимать быстро и они должны быть безусловно правильными. К примеру, после ДТП в течение нескольких секунд надо отключить аккумулятор, чтобы не случилось возгорания. Но сначала его придётся найти, ведь он не всегда под капотом, в некоторых машинах – в багажнике, а есть и такие, где аккумуляторов целых два.

ДТП — отдельная тема в работе муниципальных спасателей. Пожалуй, самая сложная. И особенно тяжело, когда погибают дети...

Печали и радости

Бывают и ДТП со счастливым исходом. Кстати, участник одного из них, Михаил Покидов, сам стал спасателем, теперь работает плечо к плечу со своими бывшими спасителями.

«Его зажало намертво, — вспоминает Владимир Схоменко. — Машина просто сложилась пополам, а в середине — Миша».

Чтобы достать, «запрягли» пожарный автомобиль и УАЗик, потянули в разные стороны и... разорвали машину. Потом врачи сказали, что, видно, родился Михаил в рубашке: ещё чуть-чуть — и не успели бы. В рубашках родилось и цыганское семейство мал мала меньше, вылетевшее с трассы прямо в поле.

«Подъехали, смотрим: «шестёрка», вся перемятая, — рассказывает Василий Ефимов. — Думаем, всё, никого там не осталось. Подходим, слышим: внутри лопочут оживлённо! Вскрыли машину, а там — семья: муж, жена и пятеро детей. Все живы, и ни царапины».

«Ещё случай был, — подключается Владимир Схоменко. — Авария: КамАЗ в «газель» въехал, лобовое пробил, до спинки водительского кресла сантиметров двадцать осталось. Мы дверь открыли, а водителя нет. Я уже и машину обошёл вокруг — нет и нет. А следом за мной молча какой-то мужик всё это время ходит. Я не удержался, говорю вслух: «Да где же водитель? Куда делся?» И тут мужик отвечает: «Тут я». Как выбрался? Почему молчал?..»

«Стой, брат!»

«Уазик» у спасателей не новый, но они же не зря на все руки мастера.

«Вова его недавно переварил, перекрасил, — говорит Константин Ткаченко. — А в будущем году администрация округа нам новую машину обещает».

Есть у них и инструменты. Не все, конечно, какие хотелось бы, однако многие. Понятно, что надо не только иметь, но и уметь. К примеру, те же гидравлические ножницы: у муниципальных спасателей они не в гараже пылятся, а в дело идут. Этим летом появилась ещё одна важная «приспособа» — щипцы для ловли змей.

«Раньше мы их на удочку ловили, — хохмят. — Как-то дети на 112 позвонили. Оказалось, прямо в центре Светлограда, на ёлке — полоз полутораметровый. Туда-сюда по стволу шныряет. Мы его на удочку подцепили — и в мешок, потом за город вывезли».

Не раз пригодились и навыки промышленного альпинизма: ими со всеми муниципалами делится прошедший в Ставрополе обучение Василий Ефимов. Домов, выше пятиэтажных, в Светлограде нет, но и пятый этаж — высота. Было дело с крыши на балкон спускались, чтобы вызволить случайно захлопнувшего дверь маленького ребёнка. А как-то из колодца доставали упавшую пожилую женщину.

«Вова в АСФ с 2007 года, с момента основания нашей службы, — говорит Константин Ткаченко. — Пришёл сразу после армии, это его первое место работы. Вася — с 2009-го, он ветеран боевых действий в Чечне, на работу ездит из Сухой Буйволы. У обоих хорошие семьи — жёны, дети, у Васи уже и внуки есть».

Вопросу, нравится ли им профессия, оба удивляются: мол, наверное, если бы не нравилась, не работали бы. Конечно, не всё гладко, но коллектив здесь хороший, и начальник за них горой. А люди? Помнят добро, благодарят? Оказывается, по-разному: кто-то уже через месяц встретит на улице и узнает, а кто-то и спустя годы через весь рынок бежит, кричит, руку жмёт: «Стой, брат! Ты что, брат, забыл? А вот я помню, как ты меня на кольце из-под грузовика вытаскивал». Вот это и есть самое дорогое...