«Выменял на запчасти». Как ставрополец сохранил раритетный автобус ЗИС-155

В музее Северной столицы благодарны Юрию Мальцеву за редкий экспонат. © / В.Горбачев. / Из личного архива

Начало пути

По образованию Юрий Николаевич железнодорожник, окончил Краснодарский техникум железнодорожного транспорта по специальности «Техник-механик дизель-электрических локомотивов». Проработал на железной дороге более 12 лет.

   
   

Затем пересел за руль автобуса. Так состоялась его первая встреча с ЗИС-155.  Это был специальный автобус в радиоузле, оснащённый радиооборудованием со звукоусилительными установками. Задача таких спецмашин заключалась в том, чтобы во время праздников, концертов и прочих мероприятий, на которых велась радиотрансляция, усиливать сигнал.

Без пересадок

Время шло, технологии развивались, на смену ламповым усилителям пришли полупроводниковые транзисторы, ЗИС-155 списали и передали в эксплуатационно-технический узел связи (ЭТУС) города Ставрополя. На замену пришли новенькие машины. Но Юрий Мальцев не оставил своего железного друга и вслед за ним перешёл работать в другую организацию.

Теперь автобус должен был стать пассажирским. Усилительное радиооборудование водитель заменил 29 сиденьями, чтобы возить сотрудников предприятия на работу, базу отдыха и т.д. Также автобус выезжал на вызовы по устранению неполадок на опорах воздушных вышек и повреждений на кабельных линиях.

Когда сменилось руководство, Мальцев вышел на пенсию, а автобус передали в Светлоградский ЭТУС.

«Я продолжал следить за его судьбой, он был мне дорог, столько лет на нём проработал, - вспоминает Юрий Николаевич.– Примерно в то время как раз и началась перестройка. Имущество, в том числе и машины, начали активно распродавать. Нашлись желающие пристроить у себя на даче старенький автобус в качестве сарая».

Мальцев не мог такого допустить и выменял железного коня у механика на запчасти. Старенький автобус был не в лучшем состоянии. Его спасителю пришлось заняться ремонтом.

   
   
Ставрополец коллекционирует автобусы. Фото: Из личного архива/ Григорий Тимченко

Конечная остановка

Но содержать автобус пенсионеру становилось всё накладнее. На страховку, налоги и техосмотр уходило немало. Помогли друзья. О старом транспортном средстве узнали в Санкт-Петербурге. Представители ретродвижения, занимающиеся раритетными советскими автомобилями, приехали в Ставрополь. Они предложили Мальцеву передать автобус в музей. Юрий Николаевич не без печали, но согласился.

Экспонат уже добрался до места своей новой дислокации. Сотрудники музея благодарны ставропольцу за столь редкий экземпляр в таком хорошем состоянии. Бывшего хозяина пригласили принять участие в ретропараде, который пройдёт 9 мая в Санкт-Петербурге, за рулём его давнего железного друга.

Ещё один автобус, на котором Мальцев работал и к которому был очень привязан, – ЕрАЗ­762. Но его судьба оказалась не такой благополучной. Когда его списали, Юрий Николаевич был в больнице. Машину сдали на металлолом. Спасти удалось лишь некоторые запчасти. Они также уехали в город на Неве.

Справка
ЗИС-155 – советский автобус, массово выпускавшийся в 1949-57 гг. Именно на ЗИС-155 был впервые в советском автопроме внедрён генератор переменного тока. Автобус мог перевозить 50 пассажиров (28 сидячих мест). Двигатель разгонял машину до 70 км/ч.

Смотрите также: