Хозяйка разрекламированной властями фермы альпак в станице Темнолесской попала под уголовное преследование. По данным телеграм-каналов, у неё не было лицензии на использование животных в культурно-развлекательных целях. Знакомые с ситуацией люди уверены, что кто-то покусился на успешный бизнес. В запутанной истории разбирался «АиФ-СК».
Не только шерсть
За год Ирина Калюжная, владеющая фермой альпак, заработала больше 33 млн рублей, сообщает «Сапа». Место для семейного пикника и экскурсий, как его позиционируют создатели, открыли летом 2022 года. Его усиленно пиарили региональные СМИ и утверждали, что главное направление работы - агротуризм.
Владелица успешного бизнеса рассказывала «АиФ», что изначально южноамериканских парнокопытных завезли, чтобы получать с них шерсть. Она почти не загрязняется, согревает в разы лучше овечьей и стоит дороже. Кроме того, на ферме поселили родственных альпакам гуанако и лам, а также коз, овец, кур и кроликов.
За год ферма обрела невероятную популярность. Туда ездили семьями со всего края: играли, гуляли, фотографировались, гладили шерстяных добряков и кормили их платным кормом. Посетители делились в Интернете, что обитатели ухоженные, вольеры чистые, а место уютное, хоть и небольшое. Детям предлагали игры на воздухе и экскурсии, а взрослым - отдых в гамаках и шампанское при входе. Единственный минус, по мнению комментаторов, это цена - 800 рублей с человека.
Тем не менее, в краевом перечне объектов сельского туризма такого места нет. В сети под рекламой фермы указано, что это контактный зоопарк. Из-за отсутствия соответствующей лицензии, пишут телеграм-каналы, началась проверка, по итогам которой возбудили уголовное дело за незаконное предпринимательство. СМИ сообщали, что помимо этого Ирина Калюжная использовала свой земельный участок не по назначению, так как это земля для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
По официальной информации основной вид деятельности ИП Калюжной – «разведение прочих животных». Есть и лицензия от 13 ноября 2023 года на «деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках…».
Росли бурьяны и выли волки
Новость о прокурорских проверках знакового для станицы места застала врасплох начальника Темнолесского территориального отдела администрации округа Геннадия Степаненко.
«Ребята занимались благотворительностью. Из детских домов детишки приезжали бесплатно, их угощали. Наши темнолесенские педагоги бесплатно возили туда школьников из лагерей и малышей из детских садов. Я в недоумении, почему такой ажиотаж вокруг фермы? - удивлён представитель власти. - Земля находится в собственности, выделена под ИЖС и личное подсобное хозяйство. Разве проблема изменить назначение участка? Зачем задерживать, арестовывать?»
По его словам, хозяева облагородили пустырь, где росли камыши да бурьяны и даже волки водились. На ферму часто наведывались чиновники разных мастей и всегда оставались довольны. Предпринимательница установила за свой счёт дорожные знаки, благоустроила пешеходные переходы. Всегда исправно оплачивала коммунальные услуги.
Но, главное, считает Геннадий Степаненко, - станица преобразилась после открытия фермы: многочисленные гости приносили выручку местным торговцам, а жители получили рабочие места.
Ирина и её супруг, рассказывает он, хотели зарегистрировать предприятие по адресу в станице, чтобы налоги не уходили в краевой центр. Из-за бюрократических проволочек сделать это не успели и планировали вернуться к вопросу после Нового года.
«Все любят считать чужие деньги, вот кого-то жаба и задушила, - предполагает Геннадий Викторович. - У нас же как – сами ничего не хотят, тут люди всё сделали красиво и культурно».
Проделки конкурентов?
Мнения, что кто-то хочет отнять готовый бизнес, придерживается и сотрудница другой фермы альпак, попросив не называть её имя. По её словам, попытки «сесть на трафик» одной из таких ферм на СКФО уже были: конкуренты без документов и лицензии открыли аналогичный объект в 50 метрах от неё.
«В Ставрополе лицензию получили, им пришлось это сделать. Хотя мы – просто ферма, которая занимается разведением животных. Альпаки у нас на велосипедах не ездят, они живут в комфортных и естественных для них условиях. Их кормят, вычёсывают, лечат и любят, - объясняет она. - У нас агротуризм: пикники, семейный отдых».
Женщина уверяет, фермы альпак открываются на Ставрополье и СКФО не по франшизе и не позиционируются как зоопарки. Это не более чем объединение предпринимателей, которые завели дружбу во время учёбы в «Школе фермеров» крупного банка и Минсельхоза. Глобальная цель - вырастить крупную популяцию альпак, чтобы выйти на изготовление изделий из шерсти экзотических южноамериканских животных. Производственная линия будет работать в Черкесске. Уже к весне наша собеседница планирует собрать свой первый «урожай шерсти» и отвезти на выделку в нить.
Обитатели темнолесской фермы, заверил нас и Геннадий Степаненко, и собеседница, чувствуют себя хорошо. Объект не закрыли, работники продолжают присматривать за альпаками, кормят их полезным ставропольским разнотравьем и комбикормом. Однако уже пару месяцев ажиотажа туристов в Темнолесской нет.