«Новый год – это бесовщина». Как казаки-староверы сохраняют быт и традиции

С трёх лет маленький казачонок уже сидит в седле. © / Анна Максименко / АиФ

В селе Донском Труновского района Ставропольского края живут казаки-старообрядцы, сохраняя старую православную веру, древние ремёсла, традиции, язык и быт. Каждая семья, а таких в селе и его окрестностях около 20, имеет свой дом, хозяйство и дело. В реестре казачьих обществ не значится. О том, как живёт казачья община, читайте в нашем материале.

   
   

Казаки по крови

На первый взгляд, ничего особенного: живут на земле, трудятся, воспитывают детей. Если бы не огромные бороды, то и не догадаться, что это казаки-старообрядцы. Однако многое в быту отличается от уклада жизни современного человека.

Наёмных работников в общине нет, каждый трудится на себя. Занимаются кузнечным делом и кожевенным. С трёх лет казачонок уже сидит в седле. Дни рождения и Новый год не отмечают, праздники - только православные. Сколько в семье детей, вообще говорить не принято, отвечают туманно: «Да есть по чуть».

«Всё, что люди знают о казаках – это круги, сходы, наряды - черкески с газырями и папахи, но на самом деле это всё показное! - уверен местный атаман Александр Калинин. – Сейчас модно быть казаками. Казачьи общества растут как грибы. Кому-то нравятся погоны и иллюзия власти, кто-то пытается на этом заработать или на льготы рассчитывает. К нам тоже таких много приходило, но как только мы закрутили гайки: пить-курить нельзя, нужна физическая подготовка, да ещё и к власти не стремимся, - так случайные люди сразу и отсеялись. Юридически мы не зарегистрированы, казаки по роду и крови, с Дона. Здесь, в селе, обосновались с незапамятных времён. Но живём, опираясь на те же принципы, что и наши прапрадеды. Конечно, многое изменилось: Интернет, мобильные телефоны, - от современного общества не изолированы. Но вот традиции, веру, культуру свою передаём из поколения в поколение».

Каждый казак владеет шашкой. Фото: АиФ/ Анна Максименко

«Помни, кто ты есть!»

«Во времена Советского Союза не принято было рассказывать о своих казачьих корнях, своей вере. Но потихоньку, ненавязчиво что-то да и передали, пара иконок в доме стояла, дед с отцом носили бороды, а мама покрывала голову косынкой, - говорит казак Егор Сирков. – И всегда говорили нам: «Помни, кто ты есть!». Однажды был случай: на большом семейном празднике за столом все стали выяснять, кто какой национальности. И вдруг старенькая бабушка прикрикнула на всех и сказала взрослым: «Сами ничего не знаете, детям малым голову забиваете». Потом повернулась к детворе, что бегала рядом, и говорит: «Сынки, помните главное: вы – казаки, остальное не важно». А песни какие пели, протяжные! Слова, каких уже нет в обиходе, порой не разобрать, о чём поют, а всё же красиво!

Кстати
У каждого казака есть три имени: мирское – которое в паспорте записано, сечевое – которым в боях кличут, духовное – которым крестят.
А ещё помню, в детстве взял я палку, это была моя «сабля», и стал траву рубить. Дед подходит ко мне и говорит: «Не правильно рубишь! Надо рубить и колоть!» И так во всём, ненавязчиво, своим примером. Нам ничего не запрещали, как и мы сейчас. Вон табличка во дворе висит: «Курить можно, если ты нехороший человек!». Вот и не курит у нас никто. Также и с речью нашей. Как ещё сохранить культуру? А язык беречь нужно, его чистоту, где понятен смысл каждого слова. Вот, например, казак не нарядный, а справный, то есть видный, с выправкой военной. А если нарядный – так получается ряженый, не настоящий. А сколько иностранных слов сейчас у нас используют! Но кто такой менеджер? Это же управленец! Мы говорим, поём и даже пишем книги, стараясь соблюдать чистоту речи. Потому и дети наши говорить так будут.

Борода у мужчин здесь считается обязательной. Летом, шутят казаки, в ней прохладно, зимой – тепло. На самом деле носят её потому, что на иконах, а в старину – образах, все святые изображены с бородой. А раз образа – значит, образец, как мужчина выглядеть должен.

   
   

Дни рождения – не каждый год

Трудятся староверы всё время. Александр делает на заказ сувенирные шашки, сабли, кинжалы. Егор делает сёдла и всю амуницию для лошадей, пишет книги. В самом селе Донском казаков проживает не так уж много, но связь держат с другими казаками по всему краю и стране, часто выезжают на сборы друг к другу. Тематика разная: культурная, военно-полевые, конноспортивные, казачьи игры. Делятся всем, что знают и умеют. Нередко в гостях у старообрядцев бывает и детвора из близлежащих школ, детских домов и интернатов. Катают мальчишек и девчонок казаки на лошадях, учат стрелять из лука, разбивать лагерь в степи и разжигать костёр.

«Живём мы своим хозяйством, - говорит атаман. - У меня семь гектаров земли, пять лошадей, есть даже верблюдица Астра. Её мне подарили совсем маленькой друзья из Калмыкии. Она росла среди лошадей и сейчас абсолютно уверена, что тоже лошадь, когда бежит, старается гарцевать, но потом природа берёт своё, и она начинает скакать по-своему. Забавное зрелище. За скотиной и огородом смотрит жена. Овощи и мясо у нас свои, даже хлеб печём сами, пока в обычной газовой духовке, но я уже начал выкладывать дома печь. Еда должна быть простой, любим арбуз с хлебом и чесноком, а кукурузу - с маслом сливочным и солью. Но никаких майонезов и чизкейков. Словом, в магазин ходим лишь за стиральным порошком. А из праздников у нас справляют Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху. Отмечаем Покров Пресвятой Богородицы, негласно он считается Казачьим Спасом, есть легенда про то, как казаки икону Богородицы на дне Дона нашли. А Новый год – это бесовщина! (Смеётся.) Дни рождения справляют лишь два раза в жизни: в год – когда первое причастие происходит, и в три года - казачонку проводят обряд посажения на коня, а девочку посвящают в хозяюшки, она сама в этот день пироги печёт. Церковь есть у нас в селе, в прошлом была старообрядческой, сейчас принадлежит РПЦ. Болеем редко, но когда нужно, к врачам обращаемся».

Сказ

Когда враги напали на святую Русь, спустился Христос с небес и стал искать защитников. Пошел он к монахам, но монахи молились да не услышали. Возвал Христос ко дворянам, купцам. Те долго собирались, в доспехи снаряжались да лавки закрывали. Возвал Христос к крестьянам, но им пахать надо было. И заплакал Христос и возвал со слезами: « Ну есть хоть кто на Руси, кто встанет по первому зову за веру Христову?» И услыхали казаки. И бросили все занятия свои и встали на защиту.

В гостях у старообрядцев часто бывает детвора из школ, детских домов, интернатов. Фото: АиФ/ Анна Максименко

Обряд

В три года малого казака одевают в справу. Пристёгивают шашку или кинжал. После того как коня оседлают, мать покрывает седло своим платком, это значит, что под молитвенным покровом материнским сын всегда находиться будет. Затем крёстный отец сажает казачонка в седло и водит коня под уздцы по базу. Все поют песни, танцуют и обязательно спрашивают малого: «Ты кто?», а он должен ответить: «Казак!».

Рецепт

Кулешом из одного барана можно накормить 300 человек. Для этого нужен казан на 300 литров. Разогреть его на костре, налить растительного масла, добавить бараньего сала и мяса. Потом добавить лук. Затем, не добавляя воды, насыпать крупу – ячневую или пшеничную. В этом жиру крупа должна прокипеть. Когда будет почти готова, влить кипяток. Перемешивать, пока кулеш не начнёт отставать от стенок казана. Потушить костёр и дать настояться. 

Смотрите также: