Не замечала мальчика в клетке. Сотрудница опеки на Кавказе избежала тюрьмы

пресс-служба СУ СКР по Ставрополью

Сотрудница опеки в Ставропольском крае, которая не проверяла дом, где ребёнка-инвалида держали в комнате-клетке, отделалась штрафом. Приёмная мать - на свободе. О развязке нашумевшей истории - в материале «АиФ-СК».

   
   

Знала и молчала

Суд признал виновной в халатности Светлану Губареву. Она была главным специалистом отдела опеки и попечительства управления образования администрации Георгиевского городского округа Ставрополья.

Чиновница знала, что местная жительница Ирина (имя изменено - прим. ред.) очень плохо обращается с двумя приёмными детьми, но с августа 2021-го по апрель 2022 года не проводила проверки в семье. Домой к женщине Губарева не приезжала.

Позже выяснилось, что старший мальчик 2012 года рождения жил в комнате с решётками и запирающейся снаружи дверью в пристройке дома. Приёмная мать отвела для него и другое «жилище» - полуподвальное помещение, где не было мебели, воды и канализации. Ребёнок-инвалид редко выходил на прогулки, практически ни с кем не общался.

Однако главный специалист отдела опеки мер не предприняла, а в документах написала, что в семье всё в порядке. Губарева не отреагировала и после того, как в январе 2022 года узнала, что младшего мальчика (2018 года рождения), возможно, били. Во всяком случае, как установил суд, у малыша были «телесные повреждения». Чиновницу в итоге оштрафовали на 60 тысяч рублей.

Детей уже не воспитывает

О неукладывающейся в голове истории в апреле 2022 года рассказала подписчица одного из местных телеграм-каналов. Она же опубликовала фото: мальчик сидел в комнате, на входе которой была установлена самодельная металлическая решётка. На ней снаружи висел замок. Мальчик просунул через решётку глубокую эмалированную миску. В сёлах из таких часто кормят собак, писали комментаторы под постом.

История наделала много шума в виртуальном пространстве, и после этого к ситуации подключились власти.

   
   

Мальчиков в конце апреля 2022 года отправили в детский дом, а против их приёмной матери возбудили уголовное дело.

Следователи обвинили 45-летнюю Ирину в незаконном лишении свободы, истязании и невыполнении обязанностей по воспитанию. Правоохранители утверждали, что дети жили в нечеловеческих условиях: приёмная мать кричала на них, била, не заботилась.

В августе 2023 года женщину приговорили к 3,5 годам лишения свободы.

Как выяснил «АиФ-СК», сейчас женщина на свободе. Она живёт там же - в селе Обильном, но детей уже не воспитывает.

Одиноким отказывают

Читательница «АиФ-СК» Елена, которая хочет усыновить ребёнка, назвала случай в селе Обильном «вопиющим». Она уверена, если бы соблюдался закон, такого бы не произошло.

«Первое, что нужно сделать для того, чтобы взять ребёнка, - это пройти обучение в школе приёмных родителей. Потом - получить справку об отсутствии судимости. Потребуется также справка с места работы о постоянном доходе, документы на жильё. Если нет собственного жилья, то сразу отказывают. Кроме того, необходимо свидетельство о браке. Одиноким сейчас тоже отказывают. Ещё предстоит пройти медицинскую комиссию. Врачи оценивают в том числе и психологическое здоровье, узнают, нет ли у будущих родителей проблем с алкоголем и наркотиками. Только после этого допускают к базе детей», - говорит Елена.

После того, как ребёнка усыновят, органы опеки должны посещать приёмную семью раз в месяц.

Языком цифр

В 2023 году в Ставропольском крае из пяти семей, проживавших в Георгиевском (из двух семей) и в Александровском округах, Пятигорске и Ессентуках забрали шестерых детей. В 2022 году - 12 детей, говорится в докладе регионального детского омбудсмена Светланы Адаменко.

В целом по стране в 2023 году количество случаев изъятия детей из семей из-за угрозы их жизни и здоровью сократилось на 12,6% по сравнению с 2022 годом.