«Надо спешить!» Поисковик из КБР установил имена двухсот погибших бойцов

Дочь и сын помогают поисковику. © / Ахмед Нахушев / Из личного архива

12 удостоверений к госнаградам солдат, погибших в Великой Отечественной войне, поступили в Баксан (КБР) из Москвы накануне 78-летия начала ВОВ. Их передадут родственникам бойцов. Это результат поисковой работы Ахмеда Нахушева из Баксана.  За четыре года он установил судьбы 200 фронтовиков.

Досье
Ахмед Нахушев. Родился в 5 декабря 1961 г. в с. Заюково Баксанского р-на. Главный государственный налоговый инспектор межрайонной инспекции ФНС России №2 по КБР. Вместе с дочерью Дианой, студенткой 3-го курса направления «Экономика» КБГУ, занимается поисковой работой. Живёт в Баксане.
   
   

А накануне 74-й годовщины Победы его самого наградили медалью Министерства обороны России «Памяти героев Отечества». «За высокие достижения в области развития военной истории, гуманитарного знания и реализацию важных общественных проектов историко-патриотической направленности», - сказано в приказе о награждении.

Ахмед Нахушев и его дочь Диана уже много лет разыскивают и передают семьям фронтовиков удостоверения к не вручённым по разным причинам орденам и медалям СССР. В частности, накануне годовщины Победы родственникам погибших героев передали орден Отечественной войны II степени и удостоверение к нему, а также удостоверения ещё к четырём боевым орденам и 27 медалям - их разыскали отец и дочь Нахушевы, вернув в семьи память о дедах и прадедах, сражавшихся против врага.

Боевые награды деда

Анатолий Берштейн, «АиФ-Северный кавказ»: Что заставляет вас с дочерью заниматься этим непростым делом - исследовать судьбы павших защитников Отечества?

Ахмед Нахушев: В последнее время к нам с Дианой подключились и младшие члены нашей семьи - дочь Ариана (она сейчас в восьмом классе) и сын Инал (третьеклассник). Помогают как могут, участвуют в торжественных церемониях:  во время передачи удостоверений к орденам и медалям выносят эти документы и награды на специальных подставках, а затем и цветы для родных и близких фронтовиков.

Что касается причин, побудивших заняться поисковой работой, то началось всё четыре года назад с просьбы моей матери Розы Хамидовны написать статью к 70-летию Победы об её отце Хамиде Сарабиевиче Тлизамове. Нам было известно, что мой дед погиб в бою 29 октября 1944 г. на территории Латвии. В результате поиска удалось установить, что он был удостоен четырёх наград: ордена Красной Звезды, ордена Славы III степени, медали «За оборону Кавказа» и медали «За отвагу». Но он успел получить лишь одну из них - медаль «За отвагу». Мы этот пробел устранили, теперь удостоверения к этим невручённым наградам хранятся в нашей семье. Для моих родных они бесценны и священны. С этого, собственно, и начался наш самостоятельный путь исследователей солдатских судеб.

   
   

- И сколько разыскали героев, Ахмед Беталович?  

 - С февраля 2015 г. удалось установить имена и судьбы около 200 погибших защитников Отечества. Кроме того, выявили более 170 невручённых  наград СССР и сделали все необходимое для передачи их в семьи погибших либо умерших в мирное время участников войны. Увековечиваем память о погибших при защите Отечества на местах их захоронений, на обелисках, в названиях улиц, вносим уточнения в Книгу памяти КБР. Вручаем удостоверения к боевым наградам родственникам героев. Провели уже 35 таких церемоний. Но дело не в количестве: важно, чтобы в семье участников войны, живых и павших, не прерывалась связь времён, не исчезла возможность использовать семейные реликвии для воспитания подрастающего поколения в духе настоящего патриотизма.  На мой взгляд, его основной стержень - это преемственность поколений, и потому уверен: все родственники фронтовиков сохранят наградные документы как самую дорогую реликвию.

В свободное от работы время

- Насколько я знаю, вы находите не только воинов - уроженцев КБР, но и бойцов из других регионов?

- Да, можно сказать,  вышли за пределы республики, помогаем разыскивать героев,  родившихся не в Кабардино-Балкарии. Все они, хотя у каждого была своя малая родина, погибли, защищая единую страну. Например, разыскали две награды красноармейца Масхуда Афашагова из Адыгеи - удостоверения были вручены его внуку и правнуку. Год назад, 22 июня 2018 года, в 4.00 у мемориала «Вечный огонь» глава Успенского района Кубани передал удостоверения к ордену Славы III степени и медали «За оборону Кавказа» ефрейтора Махмуда Макаова сыну героя. В Татарстане получила удостоверение  к медали «За оборону Кавказа» внучка красноармейца Илендея Сармандеева, погибшего в бою у села Кишпек КБР. И таких примеров немало.

- Расскажите, как строится поиск, возможно, кто-то также захочет включиться в эту работу.

- Когда только начинали, не представляли себе всю сложность розыска через 70 лет после войны. Сбор архивных материалов отнимает массу времени, как и поиск родственников погибших, знакомство с судьбой конкретного защитника Отечества, подготовка статьи о нём в СМИ, торжественная передача наград семьям участников войны. К тому же мы не историки, не архивисты, не журналисты,  не сотрудники военкоматов. Оттого ведём поиск утром и вечером, выкраиваем свободные часы по выходным. У меня четверо детей, внуки, которым, признаюсь, уделяю недостаточно внимания. Плюс домашнее хозяйство и, разумеется, основная работа. Диана учится очно, на занятия в Нальчик ездит каждый день. И тем не менее время, что остаётся, посвящаем исследованию судеб героев.

Увы, в КБР почти не осталось участников войны, уходят в мир иной их дети, уже и внуки состарились! Надо спешить, ведь до сих пор неизвестно о судьбах многих погибших. Как только уйдёт поколение детей войны, что-то важное спросить будет не у кого. Но разве можно забывать свои корни,  историю рода, семьи? Когда пишем о героях, всегда указываем, где я работаю и где учится моя дочь. Почему? Чтобы все понимали: мы не имеем отношения к официальным структурам и не обладаем особым доступом к информации, однако нам ничто не мешает вести поиски. Если каждый прояснит ситуацию хотя бы в отношении своих погибших родных и близких, вопрос о невручённых наградах и установлении судеб защитников Отечества в обозримом будущем удастся в основном закрыть.

Смотрите также: