«Ими и сейчас можно пахать». Ставрополец собирает крестьянские орудия труда

Владимир Гончаров сохраняет только редкие экземпляры. © / Елена Панкова / АиФ

Владимир Гончаров из хутора Нижнерусского Ставропольского края – представитель уже пятого поколения этого рода на хуторе. Владимир Алексеевич не только бережно хранит плуг, которым пахал землю ещё его прадед, но и собрал уникальную коллекцию других крестьянских орудий труда.

   
   

В роду – землепашцы

В коллекции Гончарова – более 20 плугов, косилок, сеялок и прочих сельхозагрегатов прошлого и позапрошлого веков. Чуть в сторонке от них - не менее интересные экспонаты этого своеобразного музея под открытым небом: телеги, сани, тачанки и даже фаэтон.

Традицию отца продолжает 17-летний сын Андрей, который с недавних пор начал собирать ретроавтомобили.

Почти все эти богатства - со свалок. У Владимира Гончарова золотые руки, поэтому отремонтировать даже самую «убитую» вещь для него не проблема.

Орудия труда ставрополец собирает уже 15 лет. Фото: АиФ/ Елена Панкова

«Всё началось 15 лет назад, - рассказывает Владимир Алексеевич. – Выставил на участок возле дома плуг прадеда, переходивший из поколения в поколение». 

Казаки Гончаровы в конце ХIХ века переселились на тогдашний хутор Русский с Дона. В роду Владимира Алексеевича все работали на земле.

«Моего деда репрессировали в 1929 году, - продолжает коллекционер. – Узнал я об этом совсем недавно из Интернета, ведь в советские времена говорить о репрессиях боялись. Отправили деда в лагерь как кулака, отпустили в 33-м. А вскоре после возвращения домой он умер».

   
   

Трое родственников погибли на фронте: по бабушкиной линии двое из трёх, по дедушкиной – один.

Экскурсии для школьников

В наследство от предков досталась земля. И если ещё 20 лет назад подворье Гончаровых ничем от соседских не отличалось, сегодня это место, куда приезжают на экскурсии. Чаще всего гостят школьники. Хозяин устраивает для них уроки под открытым небом: рассказывает ребятам, как наши предки трудились на родной земле, как хлеб выращивали.

На подворье Гончаровых проводят экскурсии. Фото: АиФ/ Елена Панкова

К примеру, пруд, который Владимир Алексеевич вырыл много лет назад для водоплавающей птицы, нынче живописнейшее место, радующее глаз белыми, жёлтыми и малиновыми кувшинками. Специально для того, чтобы запечатлеть их на полотне, на днях в Нижнерусский приезжал уроженец Ставрополя, ныне живущий в Подмосковье художник Владимир Орлов. Картину он планирует отвезти на выставку в Китай.

Рядом с другим живописным прудом – почти законченный гостевой домик. Красивое здание построено из местного камня – дикого бута.

И чего только нет в этом домике! Самовары, холодильник 60-х годов прошлого века, старая швейная машинка и часы. Есть даже советский аппарат по производству газированной воды.

«У меня принцип: всё должно работать, - говорит Владимир Алексеевич. – Видите, часы идут. А плугами можно хоть сейчас землю пахать».

Невзрачные крестьянские орудия труда, вкопанные в землю на участке Гончаровых, – настоящие раритеты. Все агрегаты - в единственном экземпляре.

Техника из коллекции - в рабочем состоянии.Фото: АиФ/ Елена Панкова

«Видите, рядом два культиватора. Никаких отличий не замечаете? А вы на колёса посмотрите. У этого на колёсах звёздочки металлические, значит, его уже при советской власти сделали, - демонстрирует экспонаты коллекционер. – А вот плуг, который в 1908 года на выставке в Ростове получил малую золотую медаль. Эти огромные сани уже в советские времена сделали. Принадлежали они райкому партии, в них когда-то катался, когда приезжал на Ставрополье, народный артист СССР Николай Сличенко. Машина для резки колосьев – одна из первых, выпущена в 1833 году».

Владимир Алексеевич мечтает открыть настоящий музей. Но в наше время с меценатами напряжёнка. А чиновники финансируют культуру по остаточному принципу.

Смотрите также: