Горный край. Что мешает развиваться туризму в Северной Осетии?

Тамара Бунтури / АиФ

«АиФ-СК» решил не откладывать этот вопрос надолго и на примере двух самых  посещаемых в горах Осетии Куртатинского и Дигорского ущелий попытался понять: а есть ли вообще туризм в республике?

   
   

Не только в Цее

Куртатинское ущелье расположено недалеко от Владикавказа и очень живописно. Именно поэтому его облюбовала местная элита. Некогда пустовавшие земельные участки огорожены высокими заборами. Но не все для избранных, кое-что и для простых граждан. На природной террасе в 40 км от города строится четырёхзвездочный отель на 50 номеров, чем-то напоминающий швейцарское шале. Стройплощадка – в непосредственной близости от Комдагала (по-русски «ключ к ущелью»), где в далёкие века в расщелинах скал прятались небольшие отряды, выслеживающие неприятеля и сообщавшие об этом в Дзивгисскую крепость. 

Чем же будут привлекать потенциального туриста? Зимой – прежде всего горнолыжными трассами, которые здесь активно использовались еще в 70-х годах прошлого века. Трасса и подъёмник мощностью 1200 человек в час  станут частью гостиничного комплекса. «Стоимость проекта – 400 млн руб. Частный бизнес – 60%, государство – 40%, – пояснил директор строительной компании Игорь Хадарцев. – Первую очередь – отель сдадим в IV квартале 2018 года. Лыжная трасса – вторая очередь.  Её возведение предполагается включить в программу социально-экономического развития СКФО до 2025 года».

Летом – безусловно,  пешие прогулки по терренкуру. Интересные маршруты разрабатываются.

Лечит  воздух

Дзивгисская крепость представляет собой семь оборонительных сооружений, оборудованных у входов в природные пещеры более 500 лет назад. По одной версии, она была захвачена  Тамерланом, после чего все её защитники были перебиты, по другой – никогда на её территорию не ступала вражеская нога.  У входа в Центральную башню – одна экскурсия за другой. Туристы из самых разных регионов, от Ставрополя до Владивостока. В пещеру заходят все, некоторые смельчаки пытаются проникнуть в её узкую часть. Есть легенда, что через несколько десятков метров, преодоленных по-пластунски, можно оказаться на противоположной стороне скалы.

Фото: АиФ/ Тамара Бунтури

Прямо у подножия памятника истории – покосившиеся сараи и свежие постройки. В Фиагдоне земля – на вес золота.

«Мы из Нижнего Новгорода, – делится впечатлениями Наталья Некрасова, путешествующая  с сыном Дмитрием. –  В горах – впервые. Такая красота, такая мощь, и люди очень радушные, приветливые».

   
   

Неподалеку –  «Город мертвых», где в склепах-домиках хоронили всю семью, а чуть ниже – мирно соседствующие храм Святого Георгия и древнее аланское святилище «ДзывгисыУастырджийыдзур».

Целебный воздух Фиагдона помогает излечить легочные заболевания и астму. В центре посёлка – недостроенный оздоровительный комплекс. Стройка заморожена.

Без газа и дорог

Дигория – особый мир. Издавна манит к себе и жителей Владикавказа, и гостей из других регионов, но из-за своей удаленности, отсутствия дорог и газа для многих остаётся несбыточной мечтой. Хотя в последние годы курортный сегмент развивается и там. 

Стережёт красавицу Дигорию, нет, не стоглавый великан и не огнедышащий дракон, а неукротимая бурная река Ираф (она же Урух). С огромной скоростью несёт она свои воды по дну каньона Ахсинта, и это заставляет замирать  туристов, стоящих на маленьком балкончике моста, который местные прозвали Чёртовым. 

Несмотря на то, что после села Мацута асфальтированной дороги нет и 23 км путешественникам приходится трястись по ухабам, местный спортивно-оздоровительный комплекс вот уже несколько лет очень популярен  у отдыхающих.   Бюджетные места, как в принципе и VIP-домики,  надо бронировать заранее.  Основная проблема – отсутствие газа (всё работает на электроэнергии) и отсутствие кадров (людей приходится возить из Владикавказа). 

Те же самые проблемы и у соседней турбазы. Там, в основном, деревянные домики 1974 года постройки, в которых в летнее время отдыхали преимущественно дети. Два года назад возвели современный комплекс на 60 мест, потом гостиницу. Газопровод построен, торжественно открыт, а разводка так и не сделана. Бойлеры и конвекторы, работающие на электричестве, – удовольствие дорогое.

Вот такая она, российская Швейцария. Кое-где без газа, дорог и туалетов. «Туризма без таких элементарных вещей быть не может, – считает председатель комитета по туризму РСО-А Вильям Гагиев. 

Смотрите также: