Едут за впечатлениями. Как работа в студотрядах помогает полюбить профессию

Будучи вожатым, можно понять, нравится ли работать с детьми. © / Софья Иванова / АиФ

Более пяти тысяч ставропольцев работают в студенческих отрядах этим летом. Ребята восполняют нехватку рабочих рук в детских лагерях, медучреждениях, на стройках и в полях. Бывшие и нынешние бойцы рассказали stav.aif.ru, как это помогает освоить профессию.

   
   

Позвали в Росатом

Студент инженерного института СКФУ Сергей Кныш это лето проводит в закрытом городе Озёрске Челябинской области. Он боец строительного отряда «Беркут», который в этом году поехал работать на предприятии «Маяк», входящем в госкорпорацию «Росатом». На всероссийской студенческой стройке ставропольские ребята занимаются благоустройством.

«Косим траву, разравниваем землю под газон. Под «курилку» разработали грунт, завезли щебень, поставили опалубку, собираемся заливать цемент. Положим плитку, и будет красивая территория для отдыха в обеденный перерыв, - рассказал Сергей - В прошлом году строили нефтехранилище в Калининграде. Такая работа даёт представление о том, чем я буду заниматься в жизни. Одно дело, когда объясняет преподаватель на парах, а другое дело, когда ты делаешь это сам. Окончив вуз, я смогу быть хоть мастером на стройке, хоть архитектором или инженером в проектной организации».

В «Росатоме» работящих ребят уже заметили и троих из отряда позвали поработать на другой стройке, но, так как у отряда ещё много задач, от предложения пришлось отказаться.

Молотил и пахал на иномарках

Фермер из Светлограда Максим Ануприенко, пока учился, каждое лето работал в отряде «Колос» Ставропольского аграрного университета. Он с 14 лет помогал отцу в поле, и почти сразу возглавил объединение будущих механизаторов. Под его командованием «Колос» пять лет входил в тройку лучших сельхозотрядов России.

«Работа в студотряде помогла мне развить так называемые «софтскилс» - гибкие навыки: коммуникационные способности, управленческие. Я получил возможность освоить специализированные компьютерные программы, а также закрепить теоретические знания на практике, - рассказал Максим. - В университете мы проходили устройство импортной сельхозтехники, а в хозяйстве отца была только российская и белорусская. Отряд же работал  на крупных предприятиях, где были «Ньюхолланды», «Джондиры», «Кейсы». Вуз заключил соглашение с компанией «Ростсельмаш», и по 20 студентов ежегодно стали выезжать в Ростов: работали в конструкторских бюро, на сборочных линиях, на полях научно-исследовательских хозяйств. В вузе нас учили работать в одних компьютерных конструкторских программах, а на предприятии мы осваивали дополнительные - французские, американские. Некоторые обучающие курсы оплачивало предприятие».

По его словам, вуз движению студотрядов помогал, разрешал ребятам раньше сдавать сессию, чтобы успеть на уборку зерна, позже приехать в начале учебного года, если они готовили почву к севу, дистанционно сдать какие-то зачёты.

   
   

Позже Максим Ануприенко возглавил совет обучающихся вуза и курировал не только механизированные отряды, но и ветеринарные, строительные, сервисные, педагогические. С ними поездил по стране - был и в Калининграде, и за Уралом. К нему до сих пор обращаются работодатели, подыскивающие кадры, - толковых ребят в студотрядах сразу замечают.

«Самые творческие учителя - из вожатых»

Учительница начальных классов из Ставрополя Татьяна Федина первый педагогический опыт получила в отряде вожатых «Ритм», когда училась в пединституте. 

«Летом после первого курса я точно поняла, что люблю детей и хочу быть учителем,  - вспоминает она. - Вожатство помимо радостных эмоций принесло и первые трудности: у каждого ребёнка свой характер, надо было находить общий язык с родителями, ладить с напарниками. Некоторые ребята в первое же лето осознали, что это не для них».

Через год Татьяна возглавила студотряд и была его командиром, пока не закончила институт. При ней в 2018 году «Ритм» стал лучшим педотрядом России.

Работа приносила небольшие деньги, но, как уверяет Татьяна, вожатые едут в лагеря не за материальной выгодой, а за эмоциями, практикой, повышением квалификации.

«В школе бывших вожатых сразу видно: они творческие, активные. Не просто преподают, а хотят зажечь ребят, сделать обучение интересным, - считает молодая учительница. - Студотряды - кладезь кадров. Иногда они действительно выручают, когда не хватает сотрудников. Недавно ехала на поезде, который обслуживал студотряд проводников. 18-летняя девочка трое суток почти не спала - выходила на каждой станции, провожала и встречала пассажиров».

А вот Артём Бородин открыл в себе талант педагога и организатора детских массовых мероприятий случайно. Он учился в колледже на повара и работал в детском лагере в Крыму - помогал готовить на кухне, накрывать и убирать столы. Подружился с вожатыми и, вернувшись в Ставрополь, пошёл в вожатскую школу. Ему 23 года, и он уже окончил колледж. Работает поваром и мастером по ремонту бытовой техники, но каждое лето проводит в лагере  «Шахтинский текстильщик».

«Приходится заменять детям и маму, и папу, и братьев с сёстрами, следить, чтобы с ними ничего не случилось, проводить вместе досуг, - говорит он. - Кроме того, теперь я учу новых бойцов педагогического отряда».

Ухаживала за тяжелобольными

У рентген-лаборанта краевой больницы Анастасии Лайш первый опыт работы в студотряде «Панацея» Ставропольского медицинского базового колледжа был не таким радостным, как у вожатых. Ей пришлось ухаживать за тяжёлобольным пятилетним мальчиком, которому врачи откачивали жидкость из лёгких.

«Ему и лежать было больно, и двигаться. Нужен был постоянный сестринский уход. Мы, студентки, дежурили у его койки и смотрели, как медсёстры ставили капельницы, делали уколы, клизмы, меняли памперсы. Запоминали и учились, - рассказывает Анастасия. - Наш отряд участвовал в фестивалях и форумах медуниверситета, и это тоже было очень полезно. Например, нам показывали, как делать сердечно-лёгочную реанимацию, и когда мы  проходили её в колледже, уже имели представление об этом».

Отряд совмещал оплачиваемую работу с безвозмездной. Проводил благотворительные акции для больных лейкозом детей, во время пандемии развозил лекарства и продукты, организовывал температурный контроль в поликлинике №6 и в краевом диагностическом центре. За служение людям губернатор края отметил ребят благодарственными письмами.


Личный опыт

Руководитель штабов студенческих отрядов СКФО и Ставрополья Борис Дроботов:

«Благодаря студотрядам я пришёл в молодёжную политику и заслужил звание почётного работника в этой сфере. А начиналось всё в 80-х годах, на уборке винограда в совхозе  «Прасковейский» Будённовского района Ставрополья. Я был комиссаром сводного отряда сельхозинститута, в который входили экономисты, бухгалтеры, агрономы, инженеры, ветеринары. Такие отряды были и в других вузах. Это было мощно и правильно. Большинство студентов работали не по специальности, но они учились преодолевать трудности вдали от дома и отвечать за себя и коллектив. Они работали там, где было нужно стране. Мы отправляли наших ребят на БАМ, а к нам приезжали из Литвы, Белоруссии. Таким образом налаживались связи между регионами, шёл культурный обмен. А сколько пар образовалось благодаря этому!  Я и сам встретил свою половинку на уборке винограда.

Сейчас у нас есть отряды всех профилей, кроме проводников, и их труд действительно востребован».


Комментарий

Комиссар Ставропольского краевого штаба студенческих отрядов Николай Байзентинов:

«У нас в крае сейчас более 260 отрядов и более 5 тысяч бойцов - студентов средних и высших учебных заведений. Есть строительные, сельскохозяйственные, сервисные, медицинские, педагогические, энергетические  и многопрофильные отряды. Их становится больше с каждым годом.

В этом году благодаря грантам движения «Российские студенческие отряды» и Минпросвещения России у нас появилась возможность обучать востребованным специальностям. Весной 245 человек в Ставрополе и Пятигорске на базе СКФУ прошли двухмесячные курсы официантов, горничных, матросов-спасателей, каменщиков, бетонщиков, арматурщиков, вожатых. Ожидается, что осенью будет ещё один поток.

На работу бойцы студотрядов устраиваются официально, с ними заключают срочные трудовые договоры. Работодатели обеспечивают проживание, питание. Если трудишься больше месяца, возмещают затраты на дорогу и медицинскую книжку.

Заработать можно от 10 до 65 тысяч рублей в месяц, если поехать куда-то на Север. Ставропольцы трудятся и в Челябинской области, и на Соловках, и в Ленинградской области. Строили космодром «Восточный» в Амурской области.


Мнение эксперта

Заместитель главного инженера «Западных электрических сетей» «Ставропольэнерго» Иван Соловьев:

«Современная система образования устроена так, что в средних учебных заведениях не хватает теоретических основ, а в высших - практики. Эти пробелы восполняются. Я провожу ребят через все отделы и службы, чтобы им легче было определиться с дальнейшим направлением обучения. Им ведь сразу непонятно, нужна им релейная защита или лучше работать, например, на ЛЭП, а некоторые боятся высоты и просто не смогут этого делать.

Чтобы студенты приступили к работе, они проходят инструктаж и получают удостоверения с указанием группы допуска по электробезопасности. По окончании вуза, когда они придут к нам на работу, смогут просто подтвердить свою квалификацию и уже не терять время на обучение».