Где «фонит»? Грозит ли курорту катастрофа

   
   

Что скрывает Бык?

Когда горно-химический комбинат работал, действовали накопительные резервуары, которые собирали вытекающую воду. В каком состоянии очистные сооружения сейчас? Что за вода бежит в ручьях и чем дачники поливают свои огороды?

«В 2001-2002 годах я проводил исследования на Бештау. Анализировал пробы ила и воды у выхода из штольни №16 и вниз по склону. А также в двух отстойниках и вдоль ручья, протекающего по дачному массиву. И везде приборы «фонили». По дну ручья - от 100 до 150 микрорентген в час, - рассказывает Юрий Никифоров, замруководителя Северо-Кавказского филиала «Территориального фонда геологической информации ЮФО». – Какова ситуация сейчас, не знаю. Опасность, думаю,  есть. В Пятигорске очень высокий уровень онкологии».

Проблема не нова, согласен Анатолий Бородич из экологической организации «ЭКО-курорт КМВ»:

«Вода бежит со склонов  постоянно, вопрос о регулярном мониторинге поднимался неоднократно. Где заключение общественно-экологической экспертизы, положенной по закону о радиационной безопасности населения? Если штольни «Росатом» рекультивировал, где отчёт о проведённых работах? Остаточная руда в недрах Быка и Бештау никуда не исчезла, проблему нужно изучать и решать».

Увязли в иле?

«Главная беда - ил. Высокое содержание в нём радионуклеидов приравнивает его к твёрдым радиоактивным отходам. Так, в начале ХХ века на тонну ила приходилось от 10 до 20  кг урана, до 3-х кг мышьяка и 1 кг бериллия, - говорит Никифоров. Наводнение в 2002-м спровоцировало  залповый выброс ила  до 15 тыс. кубометров в сутки! Тогда власти Лермонтова и специалисты провели  очистку, но ил частично осел  и в лесных массивах, и на дачных участках.  Другой вопрос – куда девать опасный ил? На хвостохранилище нельзя, это 1-й класс опасности».

Комментарий

Константин Папов, руководитель Межрегионального управления №101 ФМБА России, главный государственный санитарный врач по г. Лермонтову:

   
   

«Ситуацию на Бештау держим под контролем, регулярно берём пробы земли и воды. Проверяем радиационный фон. Никакой опасности для людей нет. Допустимый уровень в 0,3 микрозиверта не превышен, местами он доходит до 0,2, но в основном ниже. Ни о какой экологической катастрофе речь не идёт. Вода из расщелин стекает паводковая, так называемая «верховодка». Да, она не прозрачная, перемешана с землей. С радонопроводом из скважины №113, питающим лечебницы Пятигорска, никак не пересекается. Он наполняется  из другого подземного горизонта.  Работы по рекультивации штолен «Росатом» завершил в 2015­м году. Радиационный фон в норме. Все штольни на Бештау закрыты. Повторение ЧС 2002 года исключено».

Смотрите также: