Омбудсмен Легкобитов: «Невинномысск – не пиар, а последняя попытка достучаться до власти»

Ставрополь, 28 января – АиФ-СК. О событиях давних и недавних  в эксклюзивном интервью «АиФ-СК» рассуждает член центрального совета Общественного Совета ЮФО и СКФО, правозащитник Георгий Легкобитов. 

Варягу не по силам знамя?..

- СКФО в январе исполнилось 3 года. Что  положительного и что отрицательного за время существования СКФО вы можете  отметить в экономической, политической,  культурной жизни округа?

-  Нам придется вернуться назад, в 2005 год. Президенту РФ Путину Дмитрий Козак (на тот момент полпред в ЮФО) доложил, что во властных структурах округа сформировались корпоративные сообщества, монополизировавшие политические и экономические ресурсы. Руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных, связях между собой, что привело к распространению коррупции.  В 2006 году республики Северного Кавказа, возглавляемые корпоративными сообществами и кланами, получили более 312 млрд руб. инвестиций –  по данным Национального агентства прямых инвестиций (НАПИ).
 В 2010-м из ЮФО выделили СКФО, говорили о прямых инвестициях, намерении разрушить клановую и корпоративную систему, уничтожить почву для коррупции.
Год 2013-й год,  а что изменилось? Те же лица, ресурсы, сферы приложения  предпринимательской деятельности по-прежнему принадлежат кланам и чиновничьим корпоративчикам, через свата-брата и т.д. Арендные расценки фантастические, полное ощущение, что наше мудрое государство решило полностью уничтожить малый и средний бизнес, постоянно повышая налоги и сборы. Земли сельхозназначения –  в собственности у кланов, и десятилетиями не обрабатываются. Зато простой человек даже скот не может выгнать на пастбища, чтобы прокормить свою семью – плати хозяину. Природные ресурсы и уникальные территории, целые предприятия безжалостно уничтожаются и застраиваются, высококлассные специалисты, и население выезжает в другие регионы страны. И это красиво называется «трудовой миграцией». Перечислять «достижения» не хватит страниц. К чему это отнести –  положительному или отрицательному?
 Есть другая сторона, связанная с «неблагодарным, тяжким трудом» кланов, чиновников и иже с ними  корпоративчиков. Помимо их воли  благосостояние вышеперечисленных только растет. И социально они защищены – ещё как, их  принуждают выезжать на отдых за рубеж, они вынуждены приобщаться к западной культуре и нести ее в массы необразованного народа. Им навязали индульгенцию от преступлений, кто попался на пути «хозяина жизни», можно просто переехать – нечего собакам по дорогам шастать, доброму люду помехи создавать! Население просто вынуждает своих хозяев отобрать у него собственность, бизнес, земли. Хозяева же, добрые души, сопротивляются, взывают: «Люди! Нам ничего не надо от вас!». А настырное население  идет в суд, и просто обязывает у себя всё забрать. И тут, как луч солнца, благодать: 235 млрд рублей в ближайшие восемь лет. Чем это обернётся? Благополучием населения?..
Резюме: Надежды на призвание варяга, который будет судить по закону, по праву, по совести, не оправдались…

Не причина, а следствие

- Почему периодически возникают разговоры о выходе Ставропольского края из состава СКФО? Понятно, что толчком служат определённые события, такие как убийство молодого человека в Невинномысске,  на его крови отдельные партии и движения стремятся поднять свои рейтинги… Апробация пиар-технологий – одна из версий, но не покидает ощущение, что все эти националистические лозунги, разговоры о выводе Ставрополья из СКФО направлены на то, чтобы отвлечь людей от реальных проблем, которых больше чем достаточно. Тема острая, животрепещущая, болезненная. Коррупция, самоуправство чиновников, тарифы ЖКХ, они одинаковы во всех регионах, они объединяют людей. А националистические призывы – разделяют, озлобляют.  А что – люди выпустили пар, и дальше платят за коммунальные услуги, дают взятки и так далее.
- Лозунги о выходе края из СКФО –  это следствие проблемы, не решаемой  более 10 лет. Она достигла предела перед катастрофой и в ближайшее время может принять характер не протеста, а сопротивления.  Президента  предупреждали ещё в его первый срок – сколько социально-экономических и политических проблем накопилось, близка  точка кипения. Игнорирование проблем (как и попытка «загнать вглубь» силовыми методами) в краткосрочной перспективе способно привести к резкому росту акций протеста, неповиновения, к неуправляемому развитию событий, к социально-групповым, межэтническим и конфессиональным конфликтам. Говорилось о монополизации политических и экономических ресурсов, резком росте радикализма и экстремизма. Что в итоге «может привести к появлению макрорегиона общественно-политической и экономической нестабильности», включающего все кавказские республики и часть Ставропольского края. И уже в 2006–м году полпред Козак с представителями Координационного Центра мусульман Северного Кавказа принял предварительное решение о переносе Центра из Москвы в район Кавказских Минеральных Вод. Это взорвало общество. Нашу общественную организацию, органы власти завалили письмами, люди приходили и возмущались таким решением за их спиной, тем, что сталкивают мусульман и христиан таким решением, без открытого диалога.
В 2007 году бездействием власти  умело воспользовался Доку Умаров, провозгласив Кавказский Эмират. Он тогда заявил: «Я предвижу возражения всех ученых и неученых лицемеров, которые будут утверждать, что мы создаем абстрактное, виртуальное государство. Хочу сказать, Кавказский Эмират более реальное образование, чем все существующие сегодня искусственные колониальные зоны. Мы скрупулезно, методично, шаг за шагом будем внедрять, укреплять на нашей земле Шариатский порядок». Собственно, то, о чем говорилось в докладе, он обрек в определенную форму... Такое ощущение, что на этом фоне в 2010 году выделяется СКФО,  даже границы совпали, Г1оба (название реки по-чеченски) - это река Кубань. И люди сразу вышли с протестами и потребовали отделения края.
2013-й год. Вы поспорите насчет реального образования? Пусть не Эмират, но исламизация идет стремительно. Миграция радикально, агрессивно настроенных людей набирает темпы. Это не те,  с кем десятилетиями мы жили в добрососедстве. Приезжающие, как молодежь, так и люди в возрасте, не собираются жить на основе уважения к традициям, культуре других народов, законов России. Нам предлагают терпеть, угрозы, оскорбления, хамское поведение, выдавливание из бизнеса, избиения, убийства.  А кому не нравится терпеть беспредел (нарушение писаных и неписаных законов), уезжайте, что и происходит –  люди выезжают за Кубань (Г1обу). Выезжают не только русские,  5 семей моих хороших знакомых мусульман с Кавминвод  уехали вглубь России. Они подвергаются прессингу агрессивной части своих соплеменников  и прессингу со стороны русских.
Что интересно, в республиках с агрессивными радикально настроенными элементами, дестабилизирующими обстановку, не церемонятся. Это касается и Ближнего зарубежья. Действуют жестко, в рамках закона. И они тянуться к нам, и далее вглубь России, абсолютно уверенные в импотенции полиции, судов и других правоохранителей, местных князьков покрывающих преступления и противоправное поведение, как приезжих, так и местных, занявших агрессивную позицию.
Невинномысск –  это даже не протест, там нет никакого пиара. Это наверно последняя попытка донести до власти, что больше терпеть невозможно. Разве раньше люди не просили защиты, не требовали навести порядок? Это не первое, и, увы, не последнее убийство. Многие осознают, что мы беспомощны, взрослый человек, ребенок, может быть безнаказанно избит,  или зарезан. Несправедливо все сводить на радикальных мусульман. Посмотрите, что творят другие представители Кавказа, исповедующие христианство. Всё то же самое – избиения, убийства, оскорбления по национальному признаку. Складывается впечатление, что власть всё прикрывает. И её дееспособность, к такому выводу можно прийти, распространяется на торговлю имуществом, созданным народом, землей, осуждение народа за протесты, и сокрытие дел. По тем же коммунальным платежам и оголтелым коммунальщикам-беспредельщикам.
- Ситуация в Невинномысске так ли однозначна? С какой целью озвучиваются подобные призывы и кто за этим стоит?  Есть ли выход из этой ситуации, можно ли найти решение, которое «успокоит», как-то нормализует ситуацию, предотвратит  закипание?
- Ситуация на самом деле раскалена. И не только в Невинномысске. Вспышка может произойти где угодно, когда угодно. Власть сделала все, что бы это произошло. Она боялась политических митингов, а теперь люди, когда их убивают, должны нижайше испросить разрешения, –   высочайше снизойдите до нас, можно сказать, что нас убивают, а вы нас не защищаете. И за то, что люди этим возмущены, на них кидают ОМОН, изначально формировавшийся для противодействия вооруженным преступникам. 
У нас в организации немало обращений от людей, столкнувшихся с преступным равнодушием – отсутствием каких-либо мер по защите граждан. Напротив, людей, пытающихся противостоять коррупции и произволу, пытаются запугать и уничтожить. Одна сотрудница нашей организации столкнулась с такими угрозами! 25 января  некий гражданин  из Ближнего зарубежья пообещал, что ей и ее детям отрежут головы. Ждем очередное убийство? А сколько случаев, не получивших огласку? Ситуацию накаляют не на митингах, а попустительствуя и прикрывая беспредел. Раскалено повсеместно, в требовании отделения СК нет никакого политиканства, это естественная реакция на укоренившийся криминал, произвол,  национальное подавление, отсутствие государственной защиты.
  Как ситуацию обуздать? Стоило бы упразднить федеральные округа вообще, вернувшись к федеративному договору. Есть аппарат правительства, министерства, ведомства – чиновников тучи, а персональной ответственности не существует. Федеративный договор подписывался с главами субъектов, они и принимали решения и отвечали за них. Без посредников.  Разговоры, что Россия большая, нужны помощники на местах, в округах, пустое. И округи, как административные единицы, что дают – непонятно. Непонятно до сих пор, какие функции и рычаги  у полпредов. Так что о плюсах и минусах СКФО говорить бессмысленно.
- Кому бы вы сами хотели задать вопрос?
- Наверное, краевому прокурору  Турыгину. Недавно межведомственная комиссия составила список неэффективных вузов в Ставропольском крае. В список попали ВУЗы, которых по факту уже нет. Как мы выяснили, встречаясь с ректорами, студентами, профессорско-преподавательским составом, комиссии в ряде  ВУЗов, попавших в список, не было! Проводилась ли прокуратурой СК проверка законности  изготовления этих «вузовских» актов? Нет ли там прямо прослеживающихся действий  по уголовным статьям?