Русские не берут экскурсии в Освенцим

Фото: Александра Науменко

 

   
   
 Елка в Варшаве

 

Ставрополь, 8 января – АиФ-СК. Прошло уже почти три недели, но в памяти навсегда останется поездка в удивительную Польшу с группой выпускников московской школы политических исследований. Для меня это одно из самых интересных путешествий. Пожалуй, впервые удалось увидеть такую близкую страну и так детально и понятно ее посмотреть изнутри. И как выяснилось, слишком много общего между поляками и россиянами.

Но печально другое: прошлое, которое формируют в умах людей слишком разное у России и Польши. Если не касаться темы Второй мировой войны, то поляки очень милые люди, и такие родные. Но как только затрагиваются детали прошлого, то, как по лезвию ножа, начинается опасная грань в дискуссиях и сложно не перейти на эмоции. Мои ровесники, начинают доказывать, как был плох советский режим и все, что с ним связано. При этом, когда задаешь вопрос, а кто же первый вошел в лагеря и освободил от варварства людей из этого ужаса смерти, они очень скромно говорят ну да, солдаты советской армии. И, к сожалению, таких деталей очень много.

Первое знакомство с Польшей у нас началось с Варшавы. Мы посетили президентский дворец, познакомились с сеймом и побывали в музее восстания, в музыкальном мире Фредерика Шопена, а также на очень теплой встрече с поляками на улице Смольная.

Немного о Шопене

 

   
   
 Музей Шопена

 

Очень часто у нас нет времени думать, мы бежим и суетимся, боясь опоздать сделать что-то важное, как нам кажется. И порой делаем совсем не нужные и не имеющие смысла вещи и дела. В ежедневной погоне за счастьем мы просто забываем о тех мелочах, которые могут радовать больше, чем оклад в 10 тысяч долларов. Но гениальная музыка не может оставить равнодушным никого и душа открывается. Она обнажена и готова к новому осознанию и мироощущению. Для многих олицетворением романтизма в музыке и необычайной легкости стал Фредерик Шопен, и невольно вспоминая о нем или наслаждаясь его произведениями, вспоминаешь, о Польше – родине великого музыканта. Поклонники творчества Фредерика Шопена создали в Варшаве новый интерактивный музей в память о великом музыканте. Здесь можно насладиться гениальной музыкой в необычной обстановке. Быт Шопена вы увидите в его усадьбе, которая находится вблизи Варшавы. Пожалуй, для многих эта странна и ассоциируется только с Шопеном. Но настоящее Польши не менее удивительное и интересное.

Простота и противоречия

Президентский дворец в Варшаве довольно скромен. Нет никакой напыщенности. Первое, что мы смогли увидеть – знаменитый «Круглый стол» переговоров. Только представьте: несколько десятилетий назад именно за этим столом полемизировали различные представители партий и не боялись ничего говорить, свободное пространство для мыслей тех, кто входил в знаменитое польское восстание и тех, кто не принимал его. Удалось увидеть зал приемов президента. Кстати, именно в нем и принимают российского президента на официальных встречах. И тут невольно спрашиваешь себя, а есть ли возможность у иностранцев посетить так легко Кремль и увидеть, где работает президент России?

Еще не менее интересной стала встреча в сейме – парламенте Польши. Впечатлила по своим размерам, нижняя палата, но еще и удивила одна деталь. По Конституции Польши – государство отделено от церкви. При этом в главном зале сейма вы сможете увидеть католический крест. Как нам пояснили, одна группа депутатов тайно ночью поместила его в главный зал сейма. После этого инцидента крест так и не решились убрать, чтобы не вызвать скандал. Но разве это не противоречит Конституции?

 

 Парламент Польши

 

Если продолжать тему противоречий, то, к сожалению, их не мало. Очень обидно, что для современной Польши рисуется внешний враг в образе России, и печально, что до сих пор ведется дискуссия о сносе сталинской высотки в центре Варшавы. Никоем образом не имею право кого-то обвинять или защищать, но к архитектуре отношусь как к искусству. Поэтому эта дискуссия видится мне бессмысленной. Зачем сносить то, что является олицетворением прошлого и тем более то, что можно назвать памятником архитектуры. К тому же, как бы цинично не казалось, но это здание являлось все-таки подарком, и неважно от кого он. А что подарила Польша России?

 

 Сталинская высотка в центре Варшавы

 

Не совсем однозначное впечатление было после посещения музея восстания. Свои комментарии опущу по этому поводу. Но только отмечу, что после того, как в нем побывала, сразу захотелось, чтобы в России тоже появился подобный музей, но при этом туристам рассказывали историю Великой Отечественной войны и Второй Мировой глазами русских историков, слишком много противоречий в толковании польских. После его посещения понимаешь, почему не любят русских и Россию, но с некоторыми комментариями, безусловно, нельзя согласиться и на то есть исторические факты, о которых поляки либо не знают, в чем сомневаюсь, либо предпочитают забывать. Но, к сожалению, подрастающее поколение и мои ровесники воспитываются именно на той истории, которая пропагандируется политиками.

Не могу не вспомнить удивительно яркую встречу на улице Смольная. Мы побывали в польском салоне, где общались, слушали музыку, пели песни. И здесь не нужны были лишние слова. Мы просто общались на общемировом языке творчества.

Учимся у Кракова

Программа семинара в Польше была настолько насыщенной, что делегацию поделили на группы, и мы отправились в Краков, остальные в Гданьск и Вроцлов.

 

 Краков

 

Сразу хочу сказать огромное спасибо за очень интересную и насыщенную программу. Мы смогли увидеть, как работает местное самоуправление. Понять чем отличается гмина, воеводство и повят. Но удивителен опыт как города Кракова, так и в целом Польши, который было бы очень здорово применить в России. Перед поездкой у меня состоялось интервью с министром финансов Ставропольского края. Мы обсуждали много вопросов, и один из них – формирование единой бюджетной политики региона. Как и у многих муниципалитетов, главный вопрос для региона – как пополнить доходную часть бюджета, чем ее заполнить, за счет каких налогов и средств. В Польше, как мне кажется, можно найти одно из простых и очень эффективных решений – физические лица уплачивают подоходный налог по месту своей регистрации, который идет в местные бюджеты. По сути, множество жителей города Кракова уезжают работать в Варшаву и налог поступает в местные бюджеты, где они зарегистрированы. Теперь представьте, сколько людей уезжает работать в Москву из наших муниципалитетов, а деньги остаются в столице и не возвращаются в маленькие города. Думаю, что такая модель была бы очень полезна для России. Еще интересная находка, которая свойственна именно для Кракова. Этот город совмещает в себе функции повята и гмины. В Кракове существуют районные советы, где есть свои бюджеты, и которые сами контролируют их и выбирают, на что расходовать деньги. Так, если есть общая программа по финансированию дорог, совет выбирает какие именно дороги должны быть отремонтированы. И сами граждане, жители района участвуют в этой дискуссии и каждый борется за конкретную улицу и дорогу. По сути, эта форма напоминает российские ТОСы  – территориальное общественное самоуправление. Опыт Кракова хотят применить и другие муниципалитеты Польши, поскольку эта форма показала положительные результаты.

 

 На встрече в Кракове с воеводством

 

Кстати, если кто-то полагает, что в Польше население много зарабатывает, это заблуждение – средний доход составляет 15 тысяч рублей. При этом зарплата в сейме около 3 тысяч евро, и это считается не большим заработком, причем депутаты, работающие на профессиональной основе, могут иметь квартиру, не превышающую 50 квадратных метров. Для справки: у наших депутатов Госдумы жилье может быть значительно большей квадратуры, это зависит от количества членов семьи, а минимальная зарплата составляет 140 тысяч рублей.

Симаха

 

 В Симахе

 

В России достаточно популярно дополнительное образование. В каждом городе есть центры или дворцы детского творчества, где дети могут заниматься в различных кружках. И Польша здесь не стала исключением, у них тоже популярно дополнительное образование. Но есть значительная разница. К примеру, в городе Ставрополе много лет работает Дворец детского творчества в центре города. Несколько десятилетий назад благодаря поддержке президента СССР Михаила Горбачева, Дворцу было передано современное здание в виде океанского лайнера, он отделан мрамором и там до сих пор проходит множество праздников. Самое ценное, что все кружки, которые в нем есть, абсолютно бесплатны для детей. Здесь ребята могут посещать малую академию наук, где школьники наравне как студенты изучают различные науки и более того участвуют во всероссийских и международных конференциях, представляют и защищают свои научные разработки. Восьмиклассники уже умеют писать научные работы, по сути их можно сравнить с дипломными работами. Есть здесь и детская телерадиокомпания «45 параллель», театральные, танцевальную кружки технические и множество других. Финансирование дворец получает из местного городского бюджета. В свою очередь, детский центр «Симаха» в Кракове не получает никакого финансирования из местного городского бюджета, это некоммерческая организация. Живет он за счет собственных средств. Ежегодный бюджет центра, куда входит порядка 14 филиалов составляет 250 миллионов рублей. Для сравнения, бюджет министерства спорта Ставропольского края прошлого года составлял около 300 миллионов рублей. И так, возвращаясь к «Симахе». Первоначально центр задумывался для детей из неблагополучных семей, куда школьники могли бы прийти поиграть, поучиться и поесть. Но время изменилось и сегодня, как говорят сами сотрудники центра, уровень жизни стал выше и почти в каждом доме есть компьютеры, дети не обделены какими-то вещами, родители могут их обеспечить. Поэтому в «Симаху» многие ходят, потому у ребят появились друзья, они вместе общаются и проводят время. Дети могут находиться в центре с 13.00 до 20.00 каждый день, при этом они получают питание и могут посещать разные занятия: математику, литературу, музыку, кабинет психолога, тренажерный зал.

Фельетоны живы

 

 Журналист Краковской католической газеты

 

Есть в журналистике удивительный жанр – фельетон. Со страниц российской прессы он практически исчез и в чистом виде его увидеть можно редко. Но в одной из католической еженедельной газеты в Кракове этот жанр продолжает жить. Газета богата даже несколькими фельетонистами. Это удивительные люди, они могут писать острые сатирические тексты и высмеивать какое-либо событие или факт, завуалировав это в необычную форму. Искушённый читатель сразу поймет о ком идет речь, и над чем смеется автор, не искушённый будет в неведении и не обратит на это внимание, а, следовательно, цель автора будет достигнута. На самом деле это была одна из самых интересных встреч в Кракове. Беседовал с нами монах ордена Святой Марии. Он 20 лет проработал главным редактором газеты. Удивила одна деталь – запретных тем в газете нет. На ее странице можно прочитать, как про католиков – геев, так и про электоральное оплодотворение. Как полагает сам священник, нельзя молчать на страницах газеты и, если закрыть глаза на существующие скандальные темы, проблему не решить, поэтому об этом надо говорить, как об абортах, так и о геях. Конечно, не все так гладко складывалось в истории этой газеты, и она стояла на пороге закрытия, но прошло время, и газета вновь стала жить.

 

 Польские газеты

 

Медийный рынок Польши прежде всего интересен тем, что государственных СМИ не много. Есть большое пространство для творчества, как в радио, так и в телевидении. Штат при этом не раздут, и качественный продукт, к примеру, на одной из самых популярных радиостанций делают всего четыре человека. Кстати, русскую музыку тоже можно услышать на радиоволнах Польши, правда, больше всего востребованы композиции, которые мы знаем как ретро.

В памяти навсегда

 

 Стена расстрела в Аушвиц

 

В программе нашего семинара не было предусмотрено экскурсии в концентрационный лагерь Аушвиц. Но один из участников группы – Сергей Пищулин, предложил поехать, и все согласились. Организаторы пошли на встречу и разрешили включить это в программу. Наша группа выехала рано утром. Поездка началась с фильма. Картина была выстроена на архивных съемках, синхронах (интервью) телеоператора, который снимал освобождение заключенных в этом лагере. Одна важная деталь. Водитель, который нас вез, очень удивился, что группа русских едет на экскурсию в Аушвиц. Ужасная правда, туда не ездят туристы из России, поэтому нет экскурсоводов, владеющих русским и фильм озвучен только на польском и английском языке. Но, как выяснилось, наши туристы предпочитают ездить в Татры.

 

 Аушвиц-Бир

 

Конечно, впечатления ужасные. Их невозможно выбросить из памяти и описать. В университете, прочитав произведение Гроссмана «Треблинский ад», думала, что морально готова увидеть лагеря смерти, но это была одна из самых страшных картин в моей жизни. Очень депрессивное место. Воздух и земля пропитаны миллионами смертей, ужасный туман и мерзкий пронизывающий холод. Невозможно видеть эти груды человеческих волос из которых делали ткани, а потом вещи, останки от калек, выдернутые из человеческой плоти. Печи, где умерщвлялись люди, обуглены до сих пор, черная копоть, газовые камеры – все сохранилось. Невозможно говорить и писать об этом, можно только почувствовать весь этот ужас. Поэтому не буду описывать лагерь Аушвиц-Биркенау, но именно там мы увидели обрывающиеся рельсы, у которых нет путей назад. В памяти навсегда останется эта картина, и забыть ее невозможно, и не нужно. Но думаю, необходимо, чтобы русские туристы посещали такие лагеря. Переосмысление может наступить только после такого ужаса. Те, кто увидит их, никогда не одобрит нацизм и фашизм.

 

 Соляной костел

 

В тот же день после Освенцима мы побывали в Величке. Этот город входит в Малопольское воеводство и Величский повят. Известна Величка соляными шахтами. Они представляют собой девять этажей, последний из которых находится на глубине 327 метров. Это прекрасное место. Именно здесь есть уникальный и единственный в мире католический храм под землей, который сделан полностью из соли. Он великолепен. Русский экскурсовод сделала нам подарок, включила цветомузыку и храм стал сказочным. Его акустика поражает, а когда звучит Шопен, невозможно не влюбиться в этом место, как и в саму Польшу.

Смотрите также: