Как создать свой бизнес с нуля

На фото Юрий Закотянский

Для начинающего предпринимателя необходимы идея, деньги и PR. Если есть только идея, и нет остальных двух составляющих, то получить зеленый свет в бизнес становится нелегко. Но нелегко – не значит невозможно. Это ежедневно доказывает мастер по изготовлению часов из города Ставрополя Юрий Закотянский. 

   
   

По пути наименьшего сопротивления

Примерно год назад увлекающийся радиоэлектроникой и дизайном парень наткнулся в сети на один интернет-магазин с большим выборов часов. Это его заинтересовало, и появилась идея самому не заняться их изготовлением. Есть креативное мышление, знания, талант. Пришлось немного вникнуть в процесс изготовлениячасов и вуаля – первые партии пошли. Сначала это было хобби. Часы он делал для друзей, родных в подарок. Потом пришла идея на этом заработать. Чтобы создать собственный бренд, денег не было. Институт пришлось оставить на третьем курсе из-за нехватки финансов. Но мысль – самый главный паразит. Дело надо развивать.

«По отдельности меня привлекала техника, любая. Везде где была техника, там был я. Также привлекал дизайн, что-то креативное, необычное, удивительное. Изготовление часов - это совмещение двух моих хобби в одно, и я в этом себя нашел», - рассказывает Юрий.

Юрий попробовал продвинуть свой проект «Творческая мастерская» на молодежном форуме «Машук». Там он познакомился с такими же энтузиастами как он сам. Выиграть грант не получилось, но зато появились связи, единомышленники. Сейчас он говорит, что практически вся его жизнь состоит из того, что он получил от молодежного форума. Своими силами он открыл мастерскую по изготовлению часов, зарегистрировал предприятие. Никакой поддержки изначально не было. Потом появились ребята, которые согласились помочь ему продвинуть свое дело. 

Креативные решения

Юра собирает часы как конструктор, заказывает механизм в Японии, а все остальное изготавливает своими руками.  В дальнейшем он надеется выйти на более высокий уровень и использовать дорогие материалы. Но пока его основные покупатели – студенты. Хотя деловые люди тоже делают заказы, но для них также находится предложение.  

Одним из первых шагов, которые пришлось сделать – это выбор названия для собственной фирмы. Тут без креатива не обошлось. СНЁZA BRAND – оказалось именем интересным и подходящим. Для русскоязычной аудитории звучит шутливо «Чё за бренд?», а для иностранцев звучное «СНЁZA» может запомниться довольно легко.  Был создан сайт и группа в соцсетях. Дело cтало двигаться с мертвой точки.

   
   

Люди начали приходить в мастерскую и заказывать часы со своими фотографиями, приносить эскизы желанных моделей и просить повторить дизайн мировых брендов. Для привлечения большего количества покупателей было решено сделать необычные визитки.

«Мы сделали хороший пиар ход. Я предложил Юре разбивать самые дешевые часы, вытаскивать из них механизм и оставлять только каркас. Тому, кто заинтересовался тем, что делает Юра, эту пустышку мы дарим и даем визитку. С часами и визиткой человек может прийти в мастерскую и сделать начинку для пустышки с 50% скидкой. Тогда мы вставим механизм и картинку в циферблат, а также стекло. Обычно люди приходят через три-четыре дня, да еще и рассказывают всем своим друзьям, что им подарили часы. Халява всегда привлекает. Есть, конечно, такой вариант, что человек не придет, но здесь нужно понимать, кому ты даешь пустышку», - рассказывает специалист по PR и маркетингу Олег Курденков.

Развитие по разным направлениям

На одних часах Юра останавливаться не хочет. В его планах открытие обучающих курсов по радиоэлектронике для молодых людей и инновационные разработки в своей сфере. Так он уже сконструировал ночной светильник из обычной грампластинки со светодиодами. Такой ночник позволяет значительно экономить энергию и может работать без выключения десятки лет.

«У меня в мастерской такая пластинка висит, она не выключалась уже полтора года, и ничего с ней не происходит. Работает она от обычной зарядки, как от телефона, только потребляет раз в десять меньше, чем сам телефон. Телефон ориентировочно 700 миллиампер потребляет,  а этот светильник - 70 миллиампер», – говорит разработчик.

Пока у Юры Закотянского получается развивать любимое дело своими силами, без финансовой поддержки со стороны. Конечно, с инвестором начать бизнес легче, но здесь возникают также свои препоны.

Экономический треугольник

«Есть три параметра, которые позволяют запустить бизнес: идея, деньги и PR. Все эти компоненты редко встретишь у одного человека. В данной ситуации есть задаток первого компонента, но нет задатка второго и третьего. Можно найти инвестора, но они часто берут за свои услуги 40, а то и 50 % от инвестиций на протяжении всей работы, а цели перед тобой ставят такие, что ты даже порой справиться не можешь. Поэтому инвесторы это еще такая суть с подвохом. Стоит для себя определить, сможешь выполнять их объемы или ты будешь развиваться потихонечку и от себя через рекламу, PR», –  считает Олег Курденков.

Есть, конечно, еще один путь – попробовать выиграть гранд на каком-нибудь форуме «стартапов», но и здесь придется вести отчетность за расходование этих средств. Тем более 26 октября было совещание в Пятигорске с полпредом президента РФ по СКФО Александром Хлопониным, где этот вопрос был поставлен ребром. Хлопонин сказал, что любое расходование грандовых денег не по назначению будет расследовать прокуратура.

По мнению Олега Курденкова, самое оптимальное решение  – делать все самому через хороший маркетинг. Специалист по PR  дал несколько советов начинающим предпринимателям.

 Олег Курденков

- Для начала делаем бренд: создаем качественное портфолио своей продукции и выбираем целевую аудиторию. Далее мы устанавливаем цену. Цена устанавливается следующим образом: считаем все затраты. В данном случае это:  более шести сортов кожи, качественный механизм, около десяти наименований разных корпусов, стекло и прочее. После того, как мы определили закупочную цену, смотрим на то, сколько занимает проектировка дизайна и сборка часов. Затем суммируем  время и затраты. Добавляем накрутку. В нее входит окупаемость аренды и налога – тем самым выходит цена изделия. 

Интернет – наше все

 После того, как мы выбрали целевую аудиторию и установили цену изделия можно приступать к разработке PR-кампании. Начинать стоит с рекламы в Интернет. Ее можно сделать бесплатно, правда это займет некоторое время. Для начала нужно сделать группы в социальных сетях. По возможности можно сделать и свой сайт собственными руками, либо же прибегнуть к помощи специалиста. Если бюджет не позволяет нанять опытного человека в данной сфере, можно попробовать заключить с ним бартер. Например, вознаградить его часами в обмен на разработку сайта.

Следующим ходом будет создание печатной рекламы. Это может быть публикация в СМИ, печать баннеров, визиток, но ни в коем случае не листовок. Взаимодействие листовки с потенциальным клиентом происходит до первой мусорки. Что касается визиток, то в их распространении также нужен подход.  Не надо гнаться за супернавороченными. Лучше взять хороший лен и два, три цвета. Самые популярные: желтый, его мы замечаем самым первым, дальше идет красный, зеленый, синий. Красный достаточно раздражительный, если его много - он отталкивает. Зеленый хороший, синий тоже, но его также много не должно быть. Лучше взять приятные цвета, которые радуют практически всех. Очень удачный цвет бирюзовый, белый, все лунные оттенки и серый как доминирующий в визитке. Нужно найти дизайнера со вкусом, который тебе сделает хорошие карточки. Здесь надо понимать, что для разных сфер деятельности нужны разные цветовые гаммы. По шоколадной продукции у тебя одни цвета должны быть, в семечках другие. Черный нельзя например. Черные семечки на черном – не очень хороший вариант. Здесь лучше взять за основу белый цвет.

Творческое восприятие

Будь то визитки или баннеры, ко всему нужен индивидуальных подход. Везде должно быть хоть немного креатива. Мы как-то видели баннер, там просто было написано: «Ворую ваши время за деньги». Это хоть и дешевый, но креатив. Подумай, посиди. Сам не можешь, найди того кто может придумать что-то бесплатно. Есть форумы, чаты – читай, спамь, используй с умом чужие идеи, если сам не можешь.

Самый распространенный вид маркетинга – акции. Например, в фитнес-клубах могут использовать такой трюк: ставят цену за одно посещение 1000 руб., хотя оно на самом деле стоит 400 руб. и делают скидку в 60%, выходя на изначальные 400 руб. Люди, как правило, ведутся на такие акции.

Другой пример: в Ростове распродажа столов была, нужно было их много продать. Делалась реклама в мае, как раз перед летним сезоном.  «Стол квадратный алюминиевый 400 рублей».  На самом деле это выглядело так: стол был круглый алюминиевый. Все проходили мимо такой рекламы, смеялись, фотографировали. Но у каждого в подсознании отложилось воспоминание об этой нелепости и, когда им нужен был стол, они вспоминали именно об этом товаре, именно в этом магазине. С каждым днем лета «квадратно-круглые» столы убывали и убывали под натиском покупателей.  Это такой психологический маркетинг, можно так его назвать. Цепляет визуально. То есть это тупая шутка, которая въелась тебе в память. Своим стебом ты сам вобьешь себе этот стол в память и когда он тебе нужен будет, ты вспомнишь о нем и где его видел. Люди идут за покупкой через смех, радость. 

Но не стоит забывать о том, что лучший PR – чья-то рекомендация. Поэтому надо всегда помнить о качестве своего товара и расположении к себе клиентов.

Смотрите также: