Анатолий Духин: Контрактная армия от дедовщины Россию не избавит

В стране начался осен­ний призыв в армию. Гото­вы ли современные сол­даты к подвигам во имя Отчизны, да и насколько вообще боеспособна наша реформированная армия?

   
   

Об этом – в экс­клюзивном интервью с отцом Ге­роя России, погибшего в 2000-м го­ду в Чечне в составе знаменитой 6-й псковской десантной роты Владислава Духина, руко­водителем родительского комитета при военном комиссариате Ставрополь­ского края Анатолием Ду­хиным.

На примерах «афганцев»

- Анатолий Иванович, когда я слышу, что наша молодежь не способна за­щитить Родину от врага, мне вспоминается подвиг вашего младшего сына Владислава и еще 89 парней псковской роты, героически защитив­ших Россию. А ведь все они выросли уже в «рыночные» 90-е. Значит, не всё поте­ряно?

- Владислав рос на при­мерах «афганцев» и с де­тства хотел стать десан­тником, готовил себя к службе. Когда я приехал к нему в часть в Псков после 8 месяцев службы, привез сыну книгу «Ставропольцы в Великой Отечественной войне». В ней, кстати, и о моем двоюродном дяде, Герое Советского Союза Якове Калашникове, есть заметка. Ребята с большим интересом читали обо всем этом, и, может, именно примеры героизма дедов и вдохновили их на подвиг.

Я всё это говорю к то­му, что патриотизм нужно воспитывать с малых лет! Этим, кстати, очень актив­но занимается наш коми­тет. Главное, что работа впустую не проходит: когда я в школах рассказываю о младшем сыне, о том, как он погиб, вижу, как светле­ют лица детей. И традици­онный футбольный турнир памяти Владислава Духина дает мощный эффект…

   
   

Но начинается всё, ко­нечно, с семьи. Русь всег­да была крепка семьей, но сейчас под влиянием запад­ных «ориентиров» многое разрушено. К сожалению, военно-патриотические клубы, которые сейчас у нас работают, действуют разрозненно. Надеюсь, си­туацию изменит к лучшему создание краевого военно-патриотического центра, который появился недав­но.

Да и на уровне федере­альных властей многое ме­няется. Недавно на Совете по культуре при Президен­те РФ впервые громко за­говорили о патриотическом воспитании.

- Ставропольские призыв­ники традиционно востребо­ваны в элитных частях. За счет чего, как вы думаете?

- Объяснение простое: у нас в крае проживают не самые богатые люди в стра­не, не самые избалованные. Сельская молодежь, как правило, с большей охотой идет служить, да и здоро­вее городских деревенские парни.

– Вы постоянно в частях, видите процессы изнутри. Что с дедовщиной-то де­лать?

- Большое заблуждение, что от дедовщины нас из­бавит контрактная армия. В войсках, укомплектован­ных по контракту, неустав­ные отношения тоже есть! Кстати, когда я служил (а это были 60-е годы), они тоже существовали. Но, конечно, были не такие страшные, как сейчас. Тог­да общество было здоро­вее, идеология мощная. А каково общество – такова и армия. 

Контракт – не панацея

- Раньше армия была школой жиз­ни, а сейчас солдат осво­бодили и от варки щей, и от уборки казарм. Иладно, ес­ли б за год учили хотя бы основам воинской службы. Но ведь и этого нет…

- К со­жалению. Помню, как много дала армия лично мне: я там на­учился и еду варить, и шить, и стирать. Всё это очень пригоди­лось потом в семейной жизни. Оп­тимальный срок служ­бы, считаю, полтора года.

Обучить же за год во­инскому делу можно, но при условии, что юноши приходят в армию подго­товленными, если прошли через военно-патриотичес­кие клубы, лагеря, учились в ДОСААФе.

- У нас идет реформа Во­оруженных сил по натовс­кому образцу. А не лучше ли сделать армию полностью контрактной? Тем более что наемникам и квартиры дают, и зарплаты неплохие…

- Это заблуждение! Сей­час у нас расклад такой: в Пограничных войсках служат только контракт­ники, у подводников их – процентов 70, в ВДВ – примерно половина. Сов­ременная военная техника настолько сложна, что да­леко не каждый срочник с ней справится. Но это не значит, что наемни­ки должны служить везде. А если завтра война, кто Родину будет защищать? Не принято на Руси пря­таться за наемниками. Да и обеспечение контрактни­ков, увы, далеко не то, что было обещано изначально. Квартиры – как правило, общежития или бараки в самих воинских частях, за­рплаты не превышают 20 тысяч рублей. Какой мо­лодой человек захочет за такие гроши находиться в постоянной боевой готов­ности?!

Кто защитит защитника?

Справка:
6-я рота псковских де­сантников ценой 84 жиз­ней преградила путь 3200 наемникам, прорывавшим­ся в Дагестан в Аргунском ущелье. 1500 бандитов тог­да были уничтожены. Планы врагов России по разруше­нию страны не осуществи­лись.

- Анатолий Иванович, вы очень много делаете для инвалидов афганской и че­ченской войн. Но почему же государство так мало забо­тится о бывших защитниках Отечества?!

- Если инвалидам мож­но пролечиться в сана­тории в Подмосковье, то мужчинам, вроде бы вне­шне здоровым, но нужда­ющимся в реабилитации (а в ней нуждаются все, кто воевал), оздоровить­ся негде. Несколько лет назад велись разговоры о том, чтобы создать на Кавминводах восстанови­тельный центр, но дальше дело не пошло…

А наша организация как может помогает таким лю­дям. Мы оказывали содейс­твие при открытии второй очереди Мемориала учас­тникам боевых действий на Ботанике Ставрополя, выпустили первый тираж Книги памяти защитникам Отечества, погибшим пос­ле Великой Отечественной войны. Материально по­могаем таким семьям.

- В Пскове вышла пре­красная книга о бойцах 6-й роты. А у нас только мемо­риальная доска на здании Ставропольского вечернего лицея, где учился ваш сын. Будет ли памятник Герою России Владиславу Духину в Ставрополе?

- В вечерней школе о Владике помнят, да и во­обще очень много делают для военно-патриотичес­кого воспитания: проводят уроки мужества, линейки, спортивные соревнования, приуроченные ко Дню По­беды, дню гибели 6-й роты и др. Проводятся конкур­сы на лучшие стихотворе­ния, рассказы по военно-патриотической тематике. Кстати, сами школьники лицея выступили с ини­циативой о таком памят­нике, и сейчас идет сбор средств.

Смотрите также: