Ситуация с пригородным транспортом на Ставрополье, в Кабардино-Балкарии и в Чечне еще несколько дней назад висела на волоске: из-за больших долгов местных властей филиал РЖД – ОАО«Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» (СКППК) пригрозил 10 сентября отменить 15 пар электричек в крае, 3 пары – в КБРи 8 – в Чечне (по нашим данным, это вообще весь подвижной состав в республике).
Месяц на раздумья
Что такое сокращение «народного» транспорта в самом начале учебного года, никому объяснять не нужно. Для многих жителей Кавминвод электричка – единственная возможность добраться до вуза, места службы или работы.
Загвоздка же в том, что в краевом бюджете вот уже несколько лет денег на компенсацию для железнодорожников (разницу между реальной себестоимостью и фактически действующим тарифом) закладывается мало. Только в этом году правительство Ставрополья задолжало СКППК 150 миллионов рублей, в прошлом – 147. Испугавшись непредсказуемых событий (а в некоторых регионах народ, лишившись дешевого способа передвижения, вышел на акции протеста), власти Ставрополья в конце августа сели за стол переговоров с руководителями СКППК. Но быстро решить вопрос не получилось: он будет обсуждаться месяц-полтора, а пока электрички будут работать в привычном режиме.
- Вопрос во многом политический! – эмоционально комментирует ситуацию Андрей ЛЕСНИЧЕНКО, гендиректор ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания». – Мы прекрасно понимаем социальную значимость таких перевозок, но пока с властями Ставрополья договориться не можем.
По этой причине наша организация не может своевременно рассчитаться по своим обязательствам за ремонт подвижного состава, оплатить услуги локомотивных бригад и пробег поездов.
По словам Лесниченко, пассажир, покупая билет, возмещает всего половину затрат СКППК. Между тем Региональная тарифная комиссия края столь непопулярный способ покрытия издержек, как подорожание билетов, рассматривать не желает: тариф у нас и так самый дорогой в СКФО – 13 руб. 30 коп. Даже в Краснодарском крае и Ростовской области он ниже – 10 руб., в КБР же и вовсе в два раза дешевле – 6 рублей!
Правда, свои выкладки ставропольский «белый дом» журналистам демонстрировать не спешит.
Нет поездов – нет проблемы
Ситуация с электричками, которая сложилась на Ставрополье, - не оригинальна: лишились популярных в народе поездов уже многие регионы.
Началось это с прошлого года, когда РЖД «сбросила» убыточные «социальные» направления пригородным пассажирским компаниям. Вся инфраструктура была передана этим «дочкам», но не бесплатно - в аренду, которая съедает до 90% расходов СКППК.
Кто крайний? Им с недавних пор стал отдельно взятый субъект РФ, с которым СКППК (в СКФО и ЮФО) либо подобные компании в других краях и областях заключает договор. Но выполняют условия далеко не все.
Кстати, в СКФО ситуация еще относительно благополучная: здесь до сих пор не «сошла с рельс» ни одна электричка, а некоторые республики даже не имеют долгов перед партнерами.
- В Северной Осетии и Карачаево-Черкесии нам оплачивают компенсации в полном объеме, - пояснил Андрей Лесниченко. – В Кабардино-Балкарии вопрос с долгами сейчас обсуждается, как и в Дагестане.
Что касается Чечни, то руководитель СКППК оставил тамошнюю ситуацию без комментариев. В Ингушетии же пригородного транспорта нет вовсе. А значит, и нет проблемы…
Смотрите также:
- «Русская республика в России – абсурд!» - Б. Аксюмов →
- Китайский инвесторы заполонили СКФО →
- Второй Чечни не будет? →