С «сухим законом» перегнули палку – Б. Оболенец

Фото: Елена Панкова

Лидер движения  «Союз правых сил» в крае Борис Оболенец – из тех, кто в представлении не нуждается. Человек с активной жизненной позицией, он по всем вопросам имеет  свое обоснованное мнение. А поскольку в недалеком  прошлом  Бориса Андреевича – депутатство и в городской Думе Ставрополя, и в краевой, его независимый взгляд эксперта  на  происходящее в крае, думается, будет интересен широкому читателю. Об экономической и политической ситуации – в нашем  эксклюзивном интервью. 

   
   

Профессионалы не нужны? 

- Борис Андреевич, ничуть не умаляю достоинства  нынешнего  губернатора края Валерия Зеренкова, но такое ощущение, что запомнится он, как и другой наш земляк Горбачев, скандальным  «сухим законом»…                   

- В свое время наш комитет в Думе  (по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности.   – Авт.)  очень подробно изучил эту проблему: несколько лет назад было принято похожее краевое постановление, которое так и не заработало. Что мы видим сейчас? Ужесточение федерального закона, которое вряд ли оправдано.          

Ведь у нас особый регион,  у нас Кавминводы, куда люди едут отдыхать. Вот, например, Кисловодск, где один парк занимает чуть ли  не полгорода.

А в парке – рестораны, в которых спиртное запретили продавать. Но  ходят в них не алкаши, а культурные отдыхающие! 

Да, может быть, и нужно запретить продажу горячительных напитков, но, наверное, не в центре, где места скопления людей, а на окраинах. И вот еще что: запретили  продавать спиртное в основном в  супермаркетах, где паленой водки нет. Сомнительные же киоски продолжают ею торговать. Знаю, что к таким  «точкам» по ночам  подъезжают таксисты, закупают пойло ящиками,  затем торгуют им из-под полы.

   
   

В общем, не с тем мы боремся, на мой взгляд. Запреты запретами, но нужно ведь и глубже копать, изучать, а что заставляет народ пить.                                                                                         Прежде чем принять краевой «сухой закон», проблему нужно было обсудить , но никто этого не сделал – побоялись поспорить с губернатором и лишиться «теплых» кресел.  В итоге же просто  перегнули палку. 

- А у нас вообще  всё реже дают слово кому-либо из оппонентов.  Ведь не случайно жителей Ставрополя лишили выборов, навязав оскандалившегося сити-менеджера Бестужего…

- Вот недавно Зеренков поднял вопрос о безобразиях в Кисловодске. Город в ужасном состоянии, а всё почему? Назначенный, а не выбранный мэр, которому бы горожане доверили власть, не справляется.

В свое время, лишив выборов жителей Ставрополя, Гаевский усадил в кресло сити-менеджера Бестужего. Но поступая таким образом, власть себе же делает хуже. Это тупиковая схема. 

А посмотрите, что из себя  представляет нынешняя  краевая Дума. Это же назначенцы! Не стал баллотироваться Шиянов, который наверняка бы выиграл выборы.  Но  ему дали понять, что хотят видеть других людей. А ведь Шиянов вроде свой, единоросс.  Другой бывший «думец» и тоже единоросс Афонин  не рискнул выставить  свою кандидатуру, хотя в  родном  Невинномысске пользовался большой популярностью, много пользы своей малой родине принес. Но крупный химический концерн протолкнул своего. А в итоге получился парламент «чего изволите».    

Инвестор нужен свой!

- В крае недавно побывали итальянцы, хотят вкладывать в нашцу экономику деньги. А  что вообще сейчас с инвестициями в крае?  Спрашиваю потому, что, согласно недавнему исследованию, Ставрополье по безопасности  - на 69-м месте в стране…                      

- Насколько мне известно, ситуация с инвестициями  улучшилась, но до некоторых регионов нам, конечно, далеко. И то, что безопасность хромает,  очевидно всем. Я возлагал надежды на Горового, потому что ему удалось кое-что сдвинуть. Но теперь в силовых структурах  вижу явный откат назад.

Один из факторов –  многолетняя несменямость кое-кого из руководителей-силовиков. Вот  в ГАИ, например, начальник сидит в своем  кресле  уже очень давно. Да и ситуация в соседних кавказских республиках, специфический менталитет накладывают свой отпечаток.

Конечно, в наш приграничный край едет далеко не всякий инвестор. В Красногвардейском районе успешно работает одна из  крупных российских агрокомпаний. Так вот они в разговоре со мной как-то  пожалели, что вложили средства в Ставрополье, а не, скажем,  в Ростовскую область, где условия для ведения бизнеса лучше.

А кто вкладывается  в наш край? Нередко авантюристы.  Кстати,  не секрет, что часто  иностранные капиталы  - российского происхождения,  выведенные на Кипр.

Поэтому я – за наших инвесторов, я – за развитие в крае перерабатывающих сельхозпроизводств. Но как ни кричат у нас о малом и среднем бизнесе, о технопарках, пока я что-то не вижу парков по переработке сельхозсырья.

Наверное,  провисает это направление потому, что  нет в правительстве  сильного руководителя, который занимался бы именно АПК.

Думаю в таком «сельском»  крае, как наш, председатель правительства или его  первый  заместитель,  должен быть именно аграрием. Ничуть не умаляю заслуги Юрия Тыртышова, который стал недавно местным  премьером, но силен он в других направлениях. Да и в краевой  Думе сейчас нет такого мощного  аграрного «лобби», которое было, скажем, при Черногорове.     

Вообще у нас не изжита  дурная наследственная болезнь: краевые начальники  твердят  о том, что мы лучшие. А те направления,  в которых уступаем, замалчиваются.

Вспоминается  Маяковский: «Ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Ивановны, считая своим соперником». Так вот у нас соперник – «муж Марьи Ивановны», а не Коперник.         

А можно  поучиться, скажем,  у Белгородской области, потому что там работает система, а у нас, как, впрочем, и в других регионах, - нет.

Вот почему  у нас никак не могут победить  игорный бизнес, а  на  Белгородчине  смогли?  Кстати, бывший руководитель главка МВД в крае Гончаров, хоть и знал об этой практике, перенести ее на ставропольскую почву не смог – системы нет.

Или взять такую вроде бы узкую проблему, как расширение  центральных улиц. В Белгороде всё уже сделали.  В Ставрополе  - нет…

Был правят финансисты?

- Поскольку в парламенте вы всегда входили в экономический  комитет, имеете опыт работы  с бюджетом. В крае  переходят к новой схеме – формированию бюджета сразу на три года. Насколько это необходимо  в постоянно меняющихся реалиях?    

- Ничего плохого в этом не вижу, но пока все эти перемены, скорее, декоративные, потому что  бюджет – это не экономический, а бухгалтерский документ. Бал правят финансисты, а должны бы – экономисты.  

- Краевые власти объявили наконец-то о своем усиленном внимании к восточным районам края. Ваше видение ситуации?

- Считаю,  что для контроля над ситуацией  там постоянно  должен проживать  кто-то из краевых руководителей. А  у нас всю ответственность переложили на местных глав районов. Поэтому никакой профилактики возможных конфликтов на востоке нет. А ведь свою помощь в урегулировании проблем  предлагали некоммерческие организации. Ее власти  отвергли, потому что, видимо, живут по принципу: «Не трогай лихо, пока оно тихо»…        

Досье

Борис Оболенец родился в 1951 году в Луганской области (Украина). Окончил Днепропетровский химико-технологический институт. С 1984 г. проживает  в Ставрополе, на заводе «Аналог» прошел все ступени карьерной лестницы – от инженера до гендиректора. Сумел вывести «Аналог»  из банкротства, а на его базе создать один из флагманов ставропольской промышленности – «Монокристалл». Женат, имеет взрослых сына, дочь и троих внуков.                                      

Смотрите также: