На Кавминводах – выставка микроминиатюр

   
   

Такую работу назвать тонкой язык не повернется – она на грани. На грани реальности и фантастики, где в крошечном ушке иглы живет… сказка. Где забавные герои русской народной «Репки» тянут ее, родную, а вытянуть и не могут. Вот так, десятилетие за десятилетием, «тянет» свою «репку» мастер-микроминиатюрист Эдуард Казарян.

Едва уловимым касанием

Точнее сказать – втягивает сюжеты современные и древние в орбиту особого мира, рассмотреть который можно лишь с помощью техники. Создается этот мир непросто. Не штрихами - еле слышными намеками, едва уловимым касанием. И без многократного увеличения разглядеть, что под микроскопом живет искусство, невозможно. Как и вылепить эту скульптуру – великого Чарли Чаплина из вулканического стекла – обсидана. Величиной с коготок котенка. Или Венеру – богиню из слоновой кости, толщиной с человеческий волос (!). Мечта стройности… И материал подобрать точно для каждой работы – пусть и крошечная, но все же красавица женщина, с гладкой мраморной кожей…

А эти волны гордого Севана - гравировка на янтаре, с золотом и яшмой. И волны эти через всю долгую жизнь несут славу человека, создающего этот микромир. В нем – более тысячи миниатюрных работ, рожденных Эдуардом Казаряном за долгие годы творческой биографии. С далекого 1947-го, когда сделал первую свою микроминиатюру. Может, потому и отмерила ему судьба такие лета – Казаряну – 88 лет! – и он до сих пор творит свои крошечные шедевры. Они, словно короткие ноты, восьмые, шестнадцатые, что звучат недолго, но остаются яркой вспышкой в партитуре мира…

На грани стекла и нити

Когда-то, совсем мальчишкой, он начал учиться музыке – с 6 лет играл на альте, в свое время окончил консерваторию. Но внутри сидел не только талантливый исполнитель чужих мелодий, но и автор собственных произведений – и нотную грамоту он придумал и освоил сам. Лет восьми починил старенькие ходики, и часы затикали в унисон его натуре, где кропотливый труд, невероятное терпение и упрямство помогали идти к намеченной цели. Подростком сделал себе инструмент – его альт звучал по-особому, как только может звучать эта «большая скрипка» в руках смастерившего ее паренька. Перечислять все, что было в жизни, – долгая история. Художник, музыкант, скульптор, гравер, скрипичный мастер, карикатурист – и это еще не все. Он даже автомат придумал свой, который не стреляет, а музицирует, потому как создан из самых разных инструментов народов мира. С виду – оружие, но для солиста совсем из другой оперы. Так у него всю жизнь – из привычного делать что-то из ряда вон, последовательно, упорно, пробуя, ошибаясь и непременно добиваясь хрустального звучания.

Это действительно работа на грани – грани стекла, иглы, золотой нити. Зачем? Затем, что и наш мир – также хрупко мал во Вселенной. И ценность его - в каждой капле, застывшей под микроскопом

Смотрите также: