Накануне начала нового учебного года мы беседуем с зам-полпреда РФ в СКФО Сулейманом Вагаповым о проблемах образования округа и отношении к учителю.
Как «закрепить» учителя?
- Сулейман Геланиевич, насколько знаю, учеников в школах округа прибавилось, а учителей-то хватает?
- На начало учебного года вакансии есть. В основном это касается 4-х предметов: информатики, математики, русского языка и литературы. В общей сложности не хватает 1784 педагога. Кроме того, есть проблема с профессиональным уровнем учителей. У нас в округе их 103 тысячи, а высшее образование имеют 74 тыс. педагогов. По сравнению с 2010-м годом наблюдается снижение. Специалисты связывают это с низкой зарплатой и сложностями прохождения ЕГЭ. Само звание учитель сегодня уже не пользуется тем уважением, что было в прежние годы. С учетом 1990-х, когда преподаватели вынуждены были идти на рынок, осваивать торговую специальность, потеряно многое. Но восстановление престижа профессии идет, федеральные власти принимают меры, и результат обязательно будет. Однако одних усилий государства недостаточно, в субъектах должна быть активная позиция. Очень многое могут сделать органы местного самоуправления – решить вопросы с жильем, предоставить льготы, снизить коммунальные платежи. Да много чего. Просто надо проанализировать – в чем причина, почему не остается учитель в том или ином районе, селе, республике. Речь идет об учителях не только как категории граждан, это люди, которые закладывают фундамент будущего. Как они подготовят молодое поколение – таким и будет наше завтра. Регионам есть над чем поработать, подумать, как «закрепить» учителя. Этим обеспокоены, как мне кажется, и главы субъектов. Решения будем искать совместно, это должна быть планомерная, последовательная работа. К слову, в Шатойском районе ЧР работают две учительницы из Пятигорска. И довольны, насколько я знаю, уезжать не собираются.
Пока без обеда
- Школьные проблемы одинаковы во всех регионах России или все-таки специфика северокавказская существует?
- В прошлом году достаточно большое количество школ не были допущены к открытию по ряду причин, в этом таких проблем практически нет. Министры образования всех субъектов заверили на недавнем совещании, что нарушения, недоделки, неполадки будут устранены, острые вопросы по противопожарной безопасности решены. Ни одна школа в округе не останется не открытой.
464 школы округа признаны аварийными, в основном в Дагестане – 299. 118 школ – на Ставрополье. Минобр края отмечает, что за последние 2,5 года благодаря ремонтным работам 50 из них выведено из числа аварийных. Но в целом по округу проблема остается – немало школ в Чеченской Республике и Дагестане размещаются в приспособленных помещениях, есть школы постройки конца ХIХ, начала ХХ века.
Низкий уровень в наших школах по охвату горячим питанием, его получают почти 38% учеников, из них 18,2% - дети из малоимущих семей. Далеко не везде есть условия и возможности обеспечить детей горячей едой – нет соответствующих столовых, оборудования. Если школа в том же приспособленном помещении, сложно оборудовать столовую по всем стандартам.
Вместе с тем в трех регионах – Ставропольском крае, РСО-Алании и КБР выиграли экспериментальные проекты по организации горячего питания школьников. Реализуется такой в Баксанском районе КБР, достаточно хорошо складываются дела на Ставрополье и в Осетии. И в других субъектах будем совместно внедрять такие проекты, охватывать больше учащихся, особенно детей из малоимущих семей.
- Несколько лет назад много говорили о том, что «школа стареет». Верными профессии оставались в основном люди пенсионного возраста. Каков сегодня средний возраст учителя в округе?
- Сегодня ситуация изменилась – зайдите в любую школу СКФО, молодых учителей очень много. Процесс «возрождения» профессии идет. Средний возраст педагога мы не считали, но это видно невооруженным глазом – учитель молодеет. И текучки такой, как прежде, нет. Учителя стараются соответствовать требованиям времени, сама ситуация в системе образования вынуждает их учиться, молодым и пытливым это интересно. Важно не только проходить переподготовку, надо системно заниматься. Осваивать современные методики. Вы о специфике спрашивали – дети на Северном Кавказе хотят учиться. Это не значит, что в других регионах иначе. Но тяга к знаниям здесь была всегда. Может, в силу отдельных обстоятельств не совсем одинаков уровень преподавания, но усилия колоссальные: сравните 1990-е и сегодняшний день. В Чечне, к примеру, практически все школы обновлены, компьютеризация на среднероссийском уровне, учебно- наглядными пособиями школы обеспечены.
Смотрите также:
- Физика... на пальцах. Что думают педагоги о реформах в сфере образования →
- Как научить учителя? →
- Урок для директора →