«Думали, так и надо». Ступени в парке Владикавказа оказались из надгробий

Тамара Бунтури / АиФ

Неприятное открытие сделали строители, проводящие реконструкцию в Центральном парке Владикавказа. Лестницы между верхним и нижним ярусами оказались изготовлены из надгробных плит.

   
   

«Всегда казались странными»

Десятки лет посетители парка ходили по ступеням каменной лестницы между верхней и нижней террасами, поднимались к летней эстраде «Ракушка» и не догадывались, что под ногами - надгробия. «Впрочем, ступени всегда казались какими-то странными: камни разного размера, неотшлифованные, как будто где-то собранные, - говорит жительница города Наталья Самойленко. - Думали, что такой замысел, но вот чтобы так…».

Происхождение ступеней стало известно благодаря строителям, занимающимся реконструкцией парка.  «По плану второго этапа работ мы приступили к демонтажу четырёх ступеней, ведущих к «Ракушке». Начали их снимать и обнаружили надписи на русском и армянском языках, - рассказывает заместитель начальника городского управления по благоустройству Давид Короев. - Оказалось, что это базальтовые плиты надгробий».

Кладбища пустили в расход

По словам краеведов, лестницы были построены в середине 1930-х годов прошлого столетия. Известно, что в это время активно уничтожались храмы и городские кладбища, расположенные вокруг. Советская власть пропагандировала атеизм, и все религиозные атрибуты ей были чужды. А Владикавказ разрастался, ему нужны были новые территории, да и поколения сменялись, могилы без ухода ветшали и разрушались.

«В те годы перенесли Первое городское кладбище. Сегодня там разбит Комсомольский парк. Потом Госпитальное, потом на улице Барбашова, где собор Георгия Победоносца. Одним из последних ликвидировали Осетинское кладбище, сейчас там сквер. Сохранилось только кладбище при Ильинской церкви, тогда это была территория за городом», - вспоминает историк Феликс Киреев.

Ну а куда же девать многочисленные надгробные плиты и памятники? Строители тех лет не стали долго ломать голову и использовали при строительстве новых объектов. Их разрезали и выкладывали надписями вниз, видимо, полагая, что это будет не так кощунственно.  Краеведы не исключают, что камни использовали не только при строительстве ступеней в парке (таких лестниц, помимо той, что ведёт к «Ракушке», ещё две), но и для бордюров, а может, и для домов.

«Такая ситуация была характерна для страны в первой половине 1930-х годов. Сносились церкви, уничтожались кладбища. Из кирпичей храмов строились дома, из памятников и надгробных плит выкладывались фундаменты домов, ступени и так далее. Делали это не для того, чтобы поглумиться, а, прежде всего, ради экономии средств. Люди строили новую жизнь, не веря в бога. Поэтому всё не имело никакой другой ценности, кроме строительной», - говорит Феликс Киреев.

   
   

Будет общий монумент

Реконструкция в парке Владикавказа вскрыла печальную правду. И снова встал вопрос: куда девать надгробия? Ввиду того, что на плитах много армянских надписей, армянская диаспора посчитала необходимым их складировать, по возможности расшифровать эпитафии, а после увековечить память усопших общим монументом.

Что делать с русскими надгробиями, пока никто не знает. Феликс Киреев считает, что их нужно разместить на территории православного храма.

Смотрите также: