Цена ошибки. Промахи врачей уносят жизни и бьют по бюджету

   
   

На модернизацию здравоохранения в последние годы потрачены небывалые деньги. Многие поликлиники и больницы преобразились, обзавелись прекрасным оборудованием. Стала ли при этом медицинская помощь качественнее и доступнее? Увы, жалоб в Росздравнадзор – всё больше. Так же, как и обращений в следственные органы. При этом добиться справедливости пациентам и их родственникам очень трудно.

«Качество лечения ­– нулевое»

Пенсионерам Красниковым из Ставрополя это удалось. Но на судебные тяжбы ушло пять лет.

В 2009 году они похоронили свою 34-летнюю дочь Людмилу.

Кстати
Общественным организациям, которые занимались бы спорами между медицинскими учреждениями и пациентами, на Ставрополье прижиться не удаётся. Несколько лет назад эту работу попытались организовать в Невинномысске. Но общество защиты прав пациентов здесь просуществовало недолго. «Инициаторами были люди очень преклонного возраста. Молодых энтузиастов, желающих продолжить их начинание, не нашлось» ­ сообщили в пресс­-службе администрации города химиков.
– Она почувствовала боль в груди и обратилась в поликлинику, – вспоминает Григорий Иванович, отец Людмилы. – Ей сделали анализы, сняли ЭКГ и тут же госпитализировали в больницу № 3. Но там пациентку с острыми болями в сердце, доставленную на «скорой», почти весь день игнорировали! Только к вечеру, наконец, определили в палату, поставили капельницу.

Людмила провела в больнице четыре дня. После чего её состояние резко ухудшилось, и она скончалась. Родители были уверены, что к такому трагическому исходу привело небрежное выполнение врачами своих обязанностей. Жалобы ушли в краевой минздрав, Ставропольский краевой Фонд обязательного медицинского страхования, в правоохранительные органы.

Эксперты СКФОМС, изучив ситуацию, пришли к заключению: «Имеются ошибки, негативно повлиявшие на состояние пациента, следствием чего явилась смерть. Ранг ошибок – 1. Оценка качества лечения – 0». Комиссия минздрава с ними согласилась.

   
   

Красниковы обратились в суд с иском к горбольнице № 3. Им уже далеко за семьдесят, но они стойко вынесли эти мучительные пять лет. Экспертизы, апелляции, кассации. И вот свершилось. Суд пришёл к выводу, что «наличие причинной связи между действиями ответчика и смертью больной Красниковой Л.Г. полностью доказано материалами дела».

Отцу и матери – Григорию Ивановичу и Марии Ивановне – больница должна выплатить по полмиллиона рублей в качестве компенсации морального вреда. А малолетней дочери Людмилы, которая после смерти матери осталась круглой сиротой, – 800 тысяч рублей. Кроме того, ежемесячно и родители (пожизненно), и ребёнок (до совершеннолетия) будут получать по 8216 рублей в счёт возмещения вреда, причинённого смертью кормильца.

Заведующий кардиологическим отделением горбольницы № 3 Виктор Шнюков решением суда расстроен.

– Я до сих пор не согласен с тем, что врачи отделения виноваты в этой смерти. После инцидента оба доктора – и лечащий, и дежурный – уволились из больницы, – сокрушается он. – У пациентки была очень сложная медицинская ситуация. Кто-то в таких случаях выживает, кто-то – нет…

Самое главное – связь

Врачи в этой трагической истории отделались выговорами. Существует ли соответствующее уголовное дело – выяснить не удалось. В ставропольском следкоме ответили, что таких данных нет. Отметив при этом, что количество обращений по поводу врачебных ошибок растёт.

– В 2013 году в следственных органах следственного управления СКР по Ставропольскому краю зарегистрировано 72 сообщения по фактам ненадлежащего исполнения медработниками своих должностных обязанностей, – сообщил замруководителя следственного управления Евгений Шаповалов. – Возбуждено 4 уголовных дела. 10 сообщений мы направили по подследственности и территориальной принадлежности, 5 – присоединили к ранее поступившим сообщениям. По остальным – отказ в возбуждении уголовного дела.

Шаповалов признался, что расследование уголовных дел по фактам врачебных ошибок представляет определённые трудности:

– На практике самое сложное – установить причинную связь между неблагоприятным исходом медицинской помощи и действиями врача.

Но в ряде случаев это удаётся. У всех на слуху громкие дела последнего времени.

Это, в частности, гибель 17-летнего подростка в краевой детской больнице, который из-за возгорания кислорода в барокамере получил ожоги, несовместимые с жизнью. Виновного приговорили к двум годам лишения свободы и лишили права заниматься медицинской деятельностью, больница заплатит родителям более миллиона рублей компенсации материального и морального вреда.

В конце прошлого года также получило развитие дело врачей детского отоларингологического отделения горбольницы № 3, где четыре года назад после плановой операции по удалению миндалин и аденоидов скончался 4-летний мальчик. Дело направлено в суд.

По данным ФОМС, в целом по России до суда доходит менее полутора процентов дел, связанных со смертями пациентов из-за врачебных ошибок. И только половина из них дотягивает до судебного решения.

Точка зрения

Александр Дорошенко, хирург с 46­летним стажем, кандидат медицинских наук (Ессентуки):

­ «Ошибок, действительно, стало больше. Но, в первую очередь, не в стационарном звене, а в амбулаторном. Надо менять систему подготовки врачей. В то время, когда мы учились, у нас были дружеские отношения с педагогами, но без панибратства. Если недоучил – зачёт никто не поставит. О том, чтобы деньги предложить преподавателю – даже подумать было невозможно. Это считалось совершенно омерзительным. А сейчас – норма.

Нужно возвращать распределение и закрепление молодых за более опытными специалистами. Сейчас приходит выпускник, его ставят в график, и никто им не занимается. Как хочешь – так и работай.

Да и сами студенты изменились. Раньше мы ходили в больницы, бесплатно дежурили, чтобы опыта набраться. Теперь таких энтузиастов очень мало. Чаще – противоположные примеры вижу. Был у меня как­то случай. Пришёл молодой человек на работу устраиваться, говорит: «Вы меня оформите как хирурга, но я оперировать не буду, как­нибудь по­другому отработаю. Вот есть у вас дача? Могу копать там картошку, например…»

У нас тяжёлая и ответственная работа, не каждому по плечу. Не спишь, мучаешься: «Всё, эта операция последняя! Сил больше нет, брошу всё к чёртовой матери!» А потом смотришь, как пациент, которого ты спас, выздоравливает, уходит из отделения, возвращается к нормальной жизни. И про себя улыбаешься: «Какая у меня хорошая работа…»

Мнение власти

Виктор Мажаров, министр здравоохранения Ставропольского края: «У нас работает более чем 46­тысячная армия медиков. И она очень разная. Есть люди, которые отдают всю свою жизнь, всю энергию своему делу. Таких специалистов много. Их значительно больше, чем тех, кто наш белый халат марает. И выпускники бывают разные. Много приходит хороших, подготовленных специалистов, горящих желанием работать, оказывать медицинскую помощь. Но всегда были и есть, к сожалению, люди, которые идут в медицину с надеждами на баснословные заработки. И это их цель. Но таких немного, поверьте».

В министерстве здравоохранения Ставропольского края действует «горячая линия»: (8652) 26­78­74. В нерабочее время обращаться можно по телефонам: (8652) 36­78­74, 8 (962) 448­59­80.

Смотрите также: