Быть на равных. В СКФУ обсудили развитие инклюзивного образования

В федеральном вузе сейчас обучается 186 лиц с инвалидностью. © / Пресс-служба СКФУ

Межрегиональный форум «Инклюзивное образование в вузе: реалии и траектории развития» проходит в эти дни на базе Северо-Кавказского федерального университета.

   
   

Делиться опытом

За последнее десятилетие вопрос обеспечения качественного высшего образования стал для вузов страны одним из приоритетных. Большая часть образовательных организаций опираются лишь на свой опыт и наработки. Чтобы изменить ситуацию, в СКФУ был создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ), который и является организатором форума.

Вузами-партнерами РУМЦ стали десять вузов Северо-Кавказского федерального округа.

Теперь под контролем Министерства образования и науки РФ, региональных управленческих структур, общественных организаций в вузах начнется системная работа по получению качественного высшего образования инвалидами.

Согласно российскому законодательству лица с инвалидностью и  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут обучаться в любых образовательных организациях. Но вопрос состоит в другом: готова ли организация предоставить специальные образовательные условия? Это не только пандусы и световые маяки, это, прежде всего, психологически комфортная среда, преподаватели с необходимыми компетенциями и специальное учебно-методическое обеспечение. Именно поэтому РУМЦ берет на себя ответственность транслировать тот опыт, который был накоплен в СКФУ», - отметила директор центра Наталья Борозинец.

Вузу действительно есть, чем поделиться. За последние годы количество студентов с ОВЗ, обучающихся в СКФУ, возросло почти в три  раза и составляет сейчас 186 человек.

Право выбора

«После поступления мы предлагаем каждому студенту с ОВЗ право выбора: будет ли он обучаться по основной или адаптированной программе. При выдаче диплома разницы нет никакой. По адаптированной программе у студента имеется возможность использовать больше времени на зачетах, получать информацию в нужной для него форме», - подчеркнула Наталья.

   
   

Она добавила, что большинство выбирают обучение по «классической схеме» и сами стараются преодолеть сложности, ведь профессию нельзя получить упрощенно.

Директор института образования и социальных наук СКФУ Валерий Шаповалов рассказал, что в вузе образовательные программы создаются с учетом индивидуальных образовательных потребностей студента.

«Мы должны быть гибкими, но в этом состоит и сложность задачи. Наша цель – вывести человека из ограниченного мира, куда заключила его болезнь, на социальный простор. Для этого нужно произвести революцию в умах людей, приучить их видеть рядом не инвалида, а человека, не похожего на тебя. Опыт показал, что общество, работающее над развитием инклюзивного образования, становится гуманнее, терпимее, проявляет большую открытость», - сказал Шаповалов.

Быть на равных

Наталья Борозинец акцентировала внимание, что большая работа ведется также по формированию инклюзивной культуры как у студентов, так и у преподавателей. На территории СКФУ успешно действует интерактивная площадка «Территория взаимопонимания», где студенты могут на себе прочувствовать ограничения, с которыми живут люди с ОВЗ или инвалидностью. Она подчеркнула, что успешная социализация лиц с инвалидностью обладает сильным реабилитационным эффектом.

Кроме того, в вузе создан Центр коллективного пользования специальными техническими средствами обучения. Теперь студенты с ОВЗ и инвалидностью смогут использовать ассистивные технологии: альтернативные компьютерные мыши, ай-трекеры, слуховые тренажеры. Подобные блага цивилизации доступны и для вузов-партнеров РУМЦ. Кстати, услуги предоставляются абсолютно бесплатно.

Перед центром стоит еще одна глобальная задача - мониторинг готовности вузов к реализации инклюзивного образования. В СКФУ эта система уже отлажена. Преподаватели всех институтов обучены работе  со студентами с особыми образовательными потребностями, регулярно проводятся семинары и консилиумы. Осталось внедрить и систематизировать подобную практику во все вузы округа, в которых на данный момент обучаются более 1000 студентов с ОВЗ.

Смотрите также: