Спасти язык. Почему грамотность стала роскошью

Интерес к русскому языку и литературе неуклонно снижается. Чем это грозит и что делать – обсуждали на Форуме русского языка в Ставрополе.

   
   

Почему упали баллы?

«Спасение русского языка вместе с русской литературой и русскоязычной культурой в целом – условие выживания России в современном мире. Мы не сможем сохранить свою идентичность, утратив языковую самостоятельность», – уверен Сергей Меликов, полпред президента РФ в СКФО.

Сегодня даже элементарная грамотность становится роскошью. По данным замминистра образования и науки РФ Александра Климова, в прошлом году число 100-балльных работ по русскому языку снизилось в два раза!

Правда, этот факт не смущает чиновников от образования.

«Мы были готовы к тому, что результаты снизятся, – сказал Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора России. – Но впервые благодаря новым правилам проведения ЕГЭ это были честные баллы. Работаем над тем, чтобы их повысить. С этого года впервые проверим качество знаний по русскому языку в начальных классах, чтобы эффективнее устранять недочёты в средней школе, начнём «точечно» работать с отстающими регионами. В их числе, увы, и регионы Северного Кавказа».   

Учителя – в дефиците?

Плюсом многие докладчики считают возвращение в школы сочинений.

Кстати, по такому показателю, как понимание прочитанного текста, наши школьники – одни из лучших в мире и опережают сверстников из США и Англии. А вот общий интерес к языку падает. В Год литературы всё чаще говорят и о снижении интереса к серьёзному чтению. 

   
   

Кстати
Лучших учителей русского языка и литературы на форуме наградили почётными грамотами и вручили им собрание сочинений А.С. Пушкина в 11-­ти томах.
«Я прилетел в Ставрополь из Иркутска, где проводили в последний путь Валентина Распутина, – сказал Владимир Толстой, праправнук великого писателя Льва Толстого, советник Президента РФ по культуре. – Это был, наверное, один из последних наших писателей, для которых литературное творчество являлось формой жизни, а не средством наживы».

По словам Владимира Ильича, налицо – гуманитарный кризис в стране. Одна из его причин – «оптимизация» расходов на обучение преподавателей русского языка и литературы в вузах, сокращение количества часов по этим предметам в средних учебных заведениях.

« огда я стал главой Дагестана, узнал о том, что успешная сдача ЕГЭ по русскому языку в республике стоит 500 тыс. руб., – сообщил Рамазан Абдулатипов, глава Дагестана. – У нас сейчас этот предмет преподают местные учителя. Как правило, урок они начинают на русском языке, а потом переходят на аварский. Меня в своё время учила именно русская учительница, и я ей очень благодарен за тот уровень знаний, который получил. Мы готовы вернуть этот опыт. Ждём в своей республике русских преподавателей из других регионов. Готовы предоставить им жильё и доплаты».

Другие докладчики отмечали, что методики обучения русскому языку в национальных республиках, в том числе Северного Кавказа, нужно пересмотреть. Начинать надо с преподавания на русском абсолютно всех дисциплин в начальной школе.        

Мнение
Виктор Садовничий, президент Российского союза ректоров: «Растёт поколение, которое японцы называют поколением большого пальца, имея в виду тотальное увлечение айфонами. Сегодня отношение к такому предмету, как русский язык, в школах противоречивое. С одной стороны, это одна из самых нелюбимых дисциплин, с другой – учителей русского языка и литературы, как правило, помнят и любят. Увы, уровень грамотности наших детей снижается. По моим данным, если в 2013-­м средний показатель ЕГЭ по русскому языку был 64 балла, в 2014­-м – уже 62,5. По литературе ещё хуже – 60 и 54 соответственно. Как исправлять ситуацию? Нужно возрождать интерес к чтению. Недавно в Интернете все желающие читали вслух «Анну Каренину». Думаю, подобное нужно практиковать широко, в первую очередь в начальных классах».

Смотрите также: