Физика... на пальцах. Что думают педагоги о реформах в сфере образования

Фото Надежды Гусевой / АиФ

В Ставрополе 11-классники написали первое экзаменационное сочинение. Его результаты можно будет использовать при поступлении в вуз в следующем году. Что думают сами педагоги о бесконечных реформах? Об этом мы беседуем с Владимиром Швецом, учителем информатики и физики из ст. Зольской Ставрополья.

   
   

Оклады – не по труду

Елена Панкова, «АиФ-СК»: Владимир Иванович, мужчины в современной средней школе в явном дефиците. Если не секрет, что вас держит на этой низкооплачиваемой и нервной работе?

Владимир Швец: По профессии я – радиофизик и электронщик, работал в своё время на самых разных предприятиях. Не скрою, труд учителя – один из самых тяжёлых. Наверное, я и сейчас, когда велика безработица, со своей востребованной специальностью нашёл бы работу легче и доходнее, чем эта. Но в силу семейных обстоятельств не могу покинуть родную станицу: за старенькой мамой нужен уход. Она, как и отец, преподавала в той же самой школе, в которой когда-то я сам учился, а сейчас работаю. Профессию учителя я, несмотря ни на что, люблю. Работаю уже около 20-ти лет. Может, от родителей передалась любовь к преподаванию? Не знаю. А мои коллеги-мужчины из школы уходят по той простой причине, что прокормить семью на 10 тысяч руб. в месяц невозможно. Именно столько в среднем платят за «ставку» с основными надбавками.

– Вы – один из немногих педагогов на Ставрополье, которые не побоялись на всю страну рассказать о безобразиях с учительскими зарплатами. Неужели всё так плохо? Ведь власти постоянно твердят о новых повышениях окладов бюджетникам…

– Эту проблему всячески замалчивают. В частности чиновники молчат о том, каким образом нам увеличили зарплаты после выхода «майских» указов Президента РФ. Увы, это произошло, в том числе, и за счёт сокращения штатов. А с нового года грозятся «забрать» у нас 5% надбавки, которую платят за наличие высшего образования у преподавателя. Так называемый стимулирующий балл у нас в школе сейчас тоже очень низкий. Но мои коллеги, если чем-то и недовольны, предпочитают этого вслух не высказывать. Боятся, что если покритикуют начальство, их могут завалить на очередной аттестации и оставить без работы. К сожалению, несмотря на появление школьных сайтов (наш, кстати, стабильно входит в число лучших в стране), школа по-прежнему остаётся одним из самых закрытых учреждений. Ведь на сайтах, скажем, районных отделов образования полезной информации для нас, педагогов, почти нет. Если раньше узнать схемы расчётов зарплат и конкретные суммы в Интернете можно было без труда, сегодня эта информация недоступна.      

– Многих учителей раздражают и бестолково организованный учебный процесс, и слабая материальная база школ…

– Впечатление, что наших местных чиновников от образования заботит только одно – как без лишних телодвижений отчитаться о выполнении указаний «сверху». Очередное новшество – обязательные электронные дневники и электронные журналы. Мне, как человеку, который не просто преподаёт в школе информатику, но и отвечает за её компьютерное обеспечение, непонятно, по какому принципу недавно закупили программы для этих целей. Нам они не подходят! Или взять пресловутую модернизацию. Да, нам четыре года назад поставили неплохие компьютеры. Но они уже устарели. Когда ждать новых? Никто не знает. К тому же Интернет у нас в школе очень «медленный».

   
   

На мой взгляд, деньги, потраченные на закупку техники для оформления электронных документов, куда эффективнее было бы потратить на новые микроскопы и другое лабораторное оборудование. Стыдно сказать, но в нашей школьной лаборатории по физике сейчас нет элементарных вещей. Это раньше всё необходимое стояло на каждой парте, а сейчас и один комплект для лабораторных работ сложно подобрать.

К большому сожалению, сегодня власти больше чего-то требуют от школы, нежели дают ей.

Как можно выполнять новые образовательные стандарты в школе, если дети учатся в две смены? От нас, в соответствии с ФГОС, стали требовать много дополнительных внеурочных занятий. Где и когда их проводить? К счастью, в нашей станице сумели сохранить Дом культуры и музыкальную школу. Часть внеурочных занятий проводим там.

Или взять столовую в начальных классах. Полноценного пищеблока нет, поэтому школьники питаются привозной едой. Спортзал тоже давно нужен новый. А ещё лучше – построить в станице новую школу. Но пока это только мечты…

– Во многих сёлах и станицах школы и вовсе закрыли...

– У нас поступили по-другому, но тоже не по-человечески. Просто взяли и объединили в одну школу две: начальную и среднюю. Чиновников интересовало, по-видимому, одно – как увеличить подушевое федеральное финансирование. А тот факт, что эти учебные заведения расположены на расстоянии более километра друг от друга, разумеется, для них не важен. Теперь страдаем и мы, учителя, мечущиеся между двумя зданиями, и ученики…

ЕГЭ – ошибка?

– ЕГЭ ругают все кому не лень. А вы как к нему относитесь?

– Тоже считаю единый госэкзамен ошибкой. Мы, к сожалению, лишились главного преимущества советского образования – фундаментальности знаний.

С появлением ЕГЭ ребят очень рано, чуть ли не с пятого класса, стали нацеливать на узкую специализацию. Школьник ещё, может, и не знает толком, кем по профессии хочет стать, а ему уже надо определиться с выбором предметов. Это вредит. Хорошо хоть, что в Минобразования России видят недостатки ЕГЭ и пытаются их исправлять. Радует, что обязательным элементом ЕГЭ теперь будет сочинение. Наши дети наконец-то начнут изучать классическую литературу не по голливудским фильмам, а, так сказать, по первоисточникам.

– Принято считать, что современных детей, пресыщенных Интернетом, учить куда тяжелее, чем раньше…

– Новое поколение куда раскрепощённее и свободнее, нежели, к примеру, моё. Но и куда прагматичнее. Современных подростков куда больше интересуют внешние показатели благополучия, нежели внутренний мир. Многие приходят в школу, чтобы потусоваться, похвастать новым гаджетом. Впрочем, пытливых и любознательных ребят, к счастью, тоже хватает.

Смотрите также: