Брат ты мне или партнёр? Семейному бизнесу предлагают специальный патент

Важно разграничивать роли на работе и дома. © / drobotdean / ru.freepik.com

Более 70% бизнеса в России можно отнести к семейному, считают эксперты.  Важность таких предприятий отметил в своём послании президент России Владимир Путин. Не исключение и Ставрополье, где также много семейных компаний. Почему бизнесмены добиваются для них особого статуса и насколько сложно основать свою династию, - в материале «АиФ-СК».  

   
   

Патент для династий

Семейная компания Старжевских производит гибкую упаковку, пакеты из плёнки и крафт-бумаги. В семейном бизнесе заняты пять членов семьи из трёх поколений.

«А начиналось всё в 1993 году, когда мой отец выращивал на продажу гвоздики. За упаковкой для букетов мы ездили в Польшу. Потом решили приобрести оборудование и делать её на месте сами. И в какой-то момент стало понятно: производство упаковки перспективнее, чем цветы. Закупили новые станки. Вышли на рынок упаковки для пищевых продуктов. И сейчас уже работаем с крупными заводами, выпускающими мороженое, семечки, молочную, мучную продукцию и так далее», - вспоминает Ирина Старжевская.

Сегодня в бизнесе заняты отец Ирины -  Александр Винников, сама женщина с супругом, а также сын с невесткой. Предпринимательница уверена, что именно благодаря родственным связям, кровной заинтересованности в успехе семейное дело живёт 30 лет.

«Иногда сын говорит, что поработает с нами и откроет что-то своё. Я не против – у каждого должен быть выбор. Но не знаю, смогу ли доверять наёмным работникам настолько, как близким людям», - признаётся Ирина Старжевская.

На Ставрополье семейный бизнес, как и во всей стране, представлен почти во всех сферах: от мини-пекарен до промышленного производства.

Между тем, несмотря на распространённость таких компаний в России, в региональное правовое поле термин «семейное предприятие» пока ввели лишь в Нижегородской и Рязанской областях и Башкортостане. Аналогичную возможность рассматривают и парламентарии Якутии.    
   

«Ещё в 2019 году Владимир Путин говорил, что необходимо чёткое определение семейного бизнеса. Сейчас на рассмотрении законопроект, где прописаны критерии таких предприятий, в их числе чтобы не менее 50% работников были членами одной семьи, владели более чем 50% в капитале организации. Кроме того, один из представителей семьи должен быть единоличным исполнительным лицом в предприятии», - объясняет начальник юротдела Торгово-промышленной палаты СК Ольга Войтехина.

По её словам, ТПП РФ предложила создать для семейного бизнеса специальный патент, упрощающий налогообложение и документооборот. Например, членов семьи тогда не нужно будет оформлять как нанятых работников, что снизит налоговую нагрузку.

«Мы считаем, что в нынешних реалиях, когда отечественная продукция активно замещает импортную, не в последнюю очередь с помощью семейного бизнеса, это будет очень кстати», - констатирует Ольга Войтехина.

Есть чему поучиться

С ней согласен и.о. первого замминистра экономического развития Ставропольского края Евгений Полькин.  Он напомнил, что в регионе есть самые разные меры господдержки, в числе которых компенсация затрат на приобретение оборудования, гранты для начинающих предпринимателей. Ими пользуются и «семейные» компании, однако было бы удобнее, если для них определят свои инструменты поддержки. В этом отношении Россия пока отстаёт от других стран, где экономику создают именно династийные мини-предприятия.

Как заметила директор компании, занимающейся оптовой продажей продуктов, Галина  Харачебан, статус семейной компании очень важен для многих зарубежных партнёров –  возникает больше доверия.

«Однако нам всем нужно теснее общаться друг с другом, делиться опытом, и не только предпринимательским. Например, важно научиться правильно распределять роли в компании и дома, ведь они могут значительно отличаться. Думаю, что понимание многих моментов придёт со временем», - говорит Галина Харачебан.

Ирина Старжевская считает, что также надо правильно привлекать к семейному бизнесу юное поколение, заинтересовывать с детства. Зачастую именно молодёжь видит новые пути развития, новые возможности.