Стела в честь героев войны. Памятная доска с именами погибших земляков. Выложенные гранитом цифры 1941-1945. Для жителей Ставрополья к этим неизменным атрибутам военных мемориалов давно добавился ещё один – чёрная зияющая дыра на месте, где должно пылать пламя Вечного огня.
«В нашем регионе где-то 280 так называемых «Вечных огней», то есть памятных объектов, к которым подведён газ», – рассказывает председатель краевого совета ветеранов Алексей Гоноченко.
«Но каждый день горят примерно тридцать из них, в основном, в крупных городах. А вот в сёлах поменьше у властей просто нет денег, чтобы оплачивать счета за газ».
Николай Васильевич Жаворонков, ветеран-активист из села Спицевка Грачёвского района, уже привык к правилу «Нет праздника – нет Вечного огня». Привык, но не смирился. Много раз он ходил на приём к главе, обращался к местным предпринимателям, публиковал статьи в газете. Но газ так и не появился.
«Если так и не решится вопрос, – говорит ветеран – останется только одно: идти с протянутой рукой к людям, к жителям нашего села. Вот, у нас рынок раз в неделю собирается. На рынок пойдём! Будем просить. Кто-то даст двести рублей, кто-то триста… Глядишь, так и насобираем нужную сумму».
Главы сельсоветов желание сэкономить на Вечных огнях объясняют одинаково: местные бюджеты сейчас такие скудные, что в них и правда каждая копейка на счету.
«Ведь нужно платить зарплаты, ремонтировать дороги, освещать улицы – объясняет глава муниципального образования Спицевского сельсовета Владимир Шалыгин. – Если сейчас зажечь Вечный огонь и каждый месяц оплачивать счета, на каком-то из этих пунктов придётся сэкономить. А мы такого позволить не можем».
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, совет ветеранов Ставропольского края написал обращение к региональному поставщику газа. Просят газовиков взять шефство над памятными объектами и, по возможности, подавать туда голубое топливо бесплатно. Но оказалось, что это предложение выполнить непросто. Во-первых, у поставщиков нет юридической возможности отдавать кому-то газ безвозмездно. За каждый потраченный кубометр нужно отчитываться. Во-вторых, это только кажется, что цена вопроса невелика. Один горящий Вечный огонь обойдётся местному бюджету примерно в тридцать тысяч рублей в месяц. А если подсчитать стоимость газа, нужного для всех мемориалов, получатся сотни миллионов.
«Благотворительную помощь ветеранским организациям и фондам компания оказывает каждый год по всем их обращениям, – комментирует проблему заместитель директора ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» Сергей Хаев. – Но для нас это возможно только в виде перечисления денежных средств в рамках предусмотренных расходов по статье «Благотворительность» на указанные в обращениях реквизиты организаций, которые затем используют полученную денежную помощь в той сфере, которую считают наиболее востребованной, в том числе, и на восстановление мемориалов.
Получается, память о войне Ставрополью сегодня не по карману. Пока не понятно, как ситуацию можно исправить. А если этого не случится, вполне возможно, дети всё чаще будут спрашивать: «Почему это место называется Вечный огонь, если здесь нет никакого огня»? И взрослые не найдут, что им ответить.
АиФ.ru следит за тем, как будет решаться эта проблема, и подготовит к празднику Победы, 9 мая, обзор ситуации в регионах России.
Смотрите также:
- Правда, что на Ставрополье не успеют к 9 Мая отремонтировать все памятники? →
- Угасшая память. Когда на Ставрополье зажгут все Вечные огни →
- Почему не вечен Вечный огонь? →