Помню, как на совещании в минобразования края директор одной из школ отрапортовала: родители четвероклассников чуть ли не единогласно выбрали из шести модулей основы православия. Выступление вызвало ропот в зале. Дескать, как такое возможно в крае, где множество национальностей и конфессий?! Параллельно появились слухи о том, что поначалу большинство родителей остановили свой выбор на единственном из шести нерелигиозном модуле – «Основах светской этики», однако потом их «ненавязчиво» склонили к основам православия.
Пресловутое большинство
В том, что слухи не беспочвенные, я убедилась на собственном опыте. На очередное родительское собрание в наш класс наведалась завуч и поставила перед фактом: уже сейчас, когда дети учатся в третьем классе, родителям нужно выбрать один из трёх (?!) модулей. Речь шла, во-первых, об основах православия, во-вторых, о религии и морали и, наконец, о нормах нравственности («Основы светской этики»). Остальные три курса – основы ислама, основы иудаизма и основы буддизма – даже не рассматривались. Преподавать их, дескать, некому. Дальше – больше: выбрать модуль мамам и папам предложили… один на всех большинством голосов! Многие остановились на основах православия, но были и те, кто предпочёл другое. Я с курсом «Нормы нравственности» оказалась в меньшинстве. В заявлении, которое обязан заполнить каждый родитель, так и написала, что для своего сына выбираю именно этот модуль.
– Не советую вам этот курс: он очень скучный! – отмела мою инициативу завуч. Родителям же, которые настаивали на модуле «Религия и мораль», привела другие аргументы: дескать, все три курса почти одинаковы.
Увы, с меньшинством у нас традиционно считаться не принято. Вот почему почти все заявления в нашем классе были переписаны «под копирку». В них, как нетрудно догадаться, один-единственный модуль – основы православия. Я переделывать своё заявление не стала. И пусть мне хоть сто раз повторят, что курс этот – чисто культурологический и не предполагает ни массовых молений, ни религиозных обрядов, я больше склонна доверять специальной памятке, которую, кстати, вместе с образцами заявлений раздали на собрании. А в ней чёрным по белому написано: в курсе «Основы православия» в обязательном порядке изучаются таинства, церковные праздники и др. Но, на минуточку, церковь у нас всё-таки отделена от государства!
Опасная искра
Почему же только три модуля? Ставрополье, повторюсь, край многоконфессиональный, так отчего же этот важнейший фактор игнорируют в школах? Неужели ещё не поняли, что для этноконфликта достаточно и маленькой искорки? Скажут: в переполненных школах и при хронической нехватке преподавателей удобнее загнать всех учеников в один класс. Но тогда зачем всё это? Вспомним, с каким пафосом вещали об очередном новшестве чиновники: дескать, учителей будут готовить по особым методикам, при содействии специальных тьюторов. Опальный ныне священник Андрей Кураев несколько лет назад торжественно презентовал в Ставрополе учебник по основам православия. Что ж, кураевское пособие на складах не пылится. В отличие от учебников по другим модулям, деньги на печатание которых явно потратили впустую…
Смотрите также:
- Общего – больше. В Северной Осетии придумали межконфессиональный брейн-ринг →
- Билет в один конец. Как молодежь заманивают под флаги ИГИЛ →
- Уроки жизни или...? →