Охота на «бомбил»: за что таксистов могут оставить без автомобиля

   
   

«У нас что, уже схлынула волна борьбы с нелегальными перевозчиками? Как обычно: покричали и разошлись?» – с таким вопросом обратился в редакцию «АиФ-СК» возмущённый житель Грачёвского района Николай Пискарь.

Сам таксист, он, как и предписывает закон (федеральный и краевой), «легализовался». Однако большого проку от этого не видит. Одни расходы. По словам Николая, «бомбилы» как работали, так и работают, никто их особо не трогает. Непонятно, зачем шумиху поднимали?

Изменили ситуацию

Этот вопрос мы адресовали сотрудникам краевого министерства дорожного хозяйства и транспорта. А в ответ получили… приглашение выйти в рейд по выявлению нелегальных перевозчиков. Они проводятся регулярно – несколько раз в неделю, в разных точках края. В списке участников: сотрудники миндортранса, полицейские и налоговики.

– Мы начали работать таким образом осенью 2011 года, – говорит врио замминистра транспорта Ставропольского края Виталий ТАЛЬНИЦКИЙ, – на тот момент статистика была удручающей. В крае насчитывалось приблизительно 17 тысяч легковых такси. Из них подавляющее большинство – почти 12,5 тысяч – работали нелегально. Сегодня таких перевозчиков осталось, по нашим оценкам, около 3000.

В нынешнем году проверили больше 7 тысяч легковых такси, выявили свыше тысячи нарушений.

Один из трёх

Итак, как на Ставрополье ловят «бомбил»?

   
   

Ставрополь, ул. Тельмана. Шесть градусов мороза. На месте стоять трудно, приходится приплясывать, чтобы не околеть. Кажется, что мороз не берёт лишь привычных к работе на свежем воздухе работников ДПС.

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ?
Жёлтый цвет кузова; информация для пассажира (в салоне на видном месте должна быть визитная карточка водителя с фотографией, условия оплаты, адреса и телефоны контролирующих органов, данные перевозчика); на крыше и на кузове должны быть «шашечки»; водитель обязан иметь при себе разрешение на работу, отметку о том, что он прошёл предрейсовый медосмотр, а машина – техосмотр. За каждое нарушение штраф 5­100 тысяч руб. Авто могут изъять и отправить на штрафстоянку.

Деловитый взмах «волшебной» палочкой – и к обочине послушно прижимается красный «жигуль» с шашечками. Стандартная процедура проверки документов заканчивается их изъятием: нет разрешения на работу такси плюс букет других нарушений. Пышноусый водила, очевидно, выходец из Закавказья, возбуждённо доказывает, что на пассажирском кресле вовсе не клиент, а просто знакомый.

На вопрос инспектора: «как зовут друга?», гражданин – «оглы», не моргнув глазом, отвечает: «Юра». Правда, сам «юра» придерживается иного мнения: по его версии, он – Володя.

Таксист, погрустнев, отправляется оформлять административное правонарушение в Центр исполнения административного законодательства УМВД России по Ставрополью. Его «железный конь» ждёт транспортировки на штрафстоянку.

Следующая машина похожа на такси. Шашечки, жёлтые наклейки на кузове. Однако разрешения на пассажирские перевозки у водителя тоже нет. Удивительное совпадение, но и этот парень отрицает, что занимается извозом. Оказывается, шашечки на крыше ему «просто нравятся», а на пассажирском кресле сидит друг. Попытка не удалась, таксист отправляется в ЦИАЗ.

А вот третье авто с «шашечками» оказалось образцово-показательным. Все документы есть, машина в порядке, оформление соответствует нормативам. Водитель – индивидуальный предприниматель, говорит, что легализовался в начале года. Да, пришлось вложить около 20 тысяч рублей. Ещё примерно три тысячи в месяц он отдаёт государству в виде налогов. Зато работает спокойно, не боясь штрафов и облав. Вот и в этот раз буквально через пару минут инспектор возвращает таксисту все документы и козыряет, желая счастливого пути.

Не сэкономить

По словам начальника отдела контроля за осуществлением перевозок краевого минтранса Максима ЛАЗАРЕВА, таксисты-нелегалы мотивируют своё нежелание выходить из тени по-разному. Одним жалко перекрашивать машину в жёлтый цвет. Мол, потом будет трудно её продать. Но закон позволяет обойтись специальными наклейками. Другим боязно браться за документальную волокиту. Однако ключевой документ – разрешение на осуществление пассажирских перевозок, по словам сотрудников минтранса, оформляется буквально за час. И, конечно, очень не хочется делиться с государством честно заработанными. На это, правда, контраргумент подобрать трудно.

А есть ли нам, пассажирам, разница, в какое такси садиться – легальное или не очень? Есть, и существенная, уверен Лазарев. Прежде всего, речь идёт о безопасности. Таксисты «в законе» не могут выйти на маршрут, миновав врача. Лёгкий запах вчерашнего веселья – и, как говорится, гуляй, Вася. Машину тоже проверяют – до рейса и после него – на техисправность и соответствие погодным условиям. Гонять зимой на летней резине никто не позволит.

К тому же легальные такси оборудованы системой навигации. Где они находятся, всегда известно оператору. А не дай бог авария – тому, кто выбрал правильного перевозчика (или в худшем случае – его семье), выплатят страховку. До двух миллионов рублей. С нелегалов взятки гладки. Они никогда (см. выше) не признаются, что человек на пассажирском месте – клиент, который платит деньги за транспортировку из пункта «А» в пункт «Б». Доказать обратное крайне сложно.

Да и сэкономить, садясь к «нелегалу», не удастся. Расценки на услуги у них не намного ниже, чем у их законопослушных коллег.

Смотрите также: