Почему детям-инвалидам так трудно попасть в обычный класс

Елена Панкова / АиФ

   
   

Маленькая Полина из Ставрополя – ребёнок-инвалид, передвигается на коляске. К счастью, это обстоятельство не мешает ей посещать второй класс обычной общеобразовательной школы.

Языком цифр:

  • 7648 детей с проблемами здоровья были обследованы в этом году.
  • 749 ребят с нарушениями развития на Ставрополье получают образование дистанционно.
  • Только в 30 школах края создана безбарьерная среда.

Счастливое исключение

Пока таких детишек-колясочников в обычных школах даже Ставрополя можно пересчитать по пальцам, хотя федеральный закон о так называемом инклюзивном (совместном) образовании в России уже заработал. На бумаге. Родители детей-инвалидов не перестают жаловаться: получить образование прикованному к коляске ребёнку в нашей стране почти невозможно.

– Нам очень повезло, причём дважды, – рассказывает Татьяна Аржановская, мама Полины. – Несмотря на тяжёлое генетическое заболевание, моя дочь посещала детсад, а теперь вот и в школе учится.

Кстати:
В ингушском посёлке Нижние Ачалуки скоро распахнёт двери новая коррекционная школа­интернат. Недавно глава республики Юнус­Бек Евкуров осмотрел некоторые кабинеты и плавательный бассейн, не предусмотренный проектом и сооруженный по настоянию руководителя субъекта. Представитель подрядной организации Магомед Ажигов сообщил, что школа не имеет аналогов в СКФО. В учреждении образования, рассчитанном на 290 человек, создаются все условия для успешного обучения и комфортного проживания детей с ограниченными возможностями. Проектировщики предусмотрели тренажёрные залы, лечебные кабинеты, учебные и спальные корпуса. На прилегающей территории планируют сделать футбольное поле, а также построить беговые дорожки.
Устраивая ребёнка в гимназию №9, Татьяна Анатольевна мечтала только об одном – уговорить директора на посещение хотя бы нескольких уроков. Результат превзошёл все ожидания: руководитель гимназии, в которой, кстати, учится ещё и старшая дочь Аржановской, не просто взяла на учёбу ребёнка-инвалида, но и… трудоустроила её маму. Сейчас Татьяна Анатольевна работает в школе тьютором. В данном и пока единственном в Ставрополе случае тьютор – это человек, который опекает в школе детей-инвалидов. Татьяна – педагог по образованию, устроить её на эту работу оказалось делом несложным. У неё всего одна подопечная – собственная дочь. Кстати, учится девочка неплохо.

– Пока трудности у меня только с «транспортировкой» Полины на второй и третий этажи, – признаётся мама. – В крыле начальной школы есть и пандусы, и широкие дверные проёмы, и специальные поручни в туалете. Надеюсь, к тому времени, когда дочь перейдёт в пятый класс, такие же изменения произойдут и в корпусе для средних и старших классов.

– Дети Полю не обижают? – задаю непраздный вопрос.

   
   

– Нет, отношение, как ни странно, вполне доброжелательное. Иногда дети даже забывают о том, что она – инвалид, пытаются вовлечь её в беготню. Кстати, наша девочка даже физкультуру посещает.    

Зачем комиссии?

К сожалению, «безбарьерных» школ в крае немного. Детей с лёгкой умственной отсталостью выручают коррекционные школы, их в крае 22. Хорошо хотя бы то, что на Ставрополье такие заведения пока не сокращают, – в отличие от многих других регионов.

Большинство маленьких инвалидов получают знания на дому, а с недавних пор им предложено дистанционное обучение – через Интернет. В квартирах таких ребят за бюджетный счёт установлены компьютеры. Но не всё здесь гладко. Родители часто жалуются в прокуратуру: то учиться невозможно из-за плохой работы Интернета, то платить за Сеть заставляют самих мам и пап. Поэтому самые продвинутые предпочитают возить своё чадо в школу.

Если, конечно, получается его туда устроить. Председатель Ставропольской городской организации инвалидов «Вольница» Анна Ковалёва устроила дочь на занятия в специальную школу с большим трудом.

– Когда Зое исполнилось 7 лет, меня буквально затерзали! – признаётся Анна. – Всевозможные комиссии, вместо того чтобы помочь оформить ребёнка в школу, настаивали на переводе его в специальный интернат. Ко мне обращались несколько мам: их детей врачи тоже не пускали в школы, хотя ребята были подготовлены. Какие только пороги мы не обивали, чтобы детишек признали обучаемыми!  

В Ставрополе коррекционная школа всего одна, а нужно таких, по словам родителей тяжелобольных детей, в несколько раз больше. Ведь посещают это заведение не только ребята из краевой столицы: едут и со всего Шпаковского района.

 – Учителя, которые занимаются с такими детишками на дому, часто работают «для галочки», – продолжает изливать душу Анна. – Если ребёнок попадает в больницу, учитель предпочитает не восполнять пробелы, гонит программу дальше. Были жалобы на то, что педагоги приходят заниматься поздно, едва ли не тогда, когда дети спать ложатся. Некоторые вместо того чтобы объяснять материал, читают ученикам… сказки.

Увы, с высшим образованием для инвалидов ситуация ещё хуже. Недавно Алина ЛЕВИТСКАЯ, ректор Северо-Кавказского федерального университета, отметила, что юношей и девушек с ограниченными возможностями в её вузе очень мало. Когда исправят ситуацию? Ответа нет.

Мнение власти:
Галина ЗУБЕНКО, и.о. замминистра образования Ставропольского края: «Ни о каком сокращении коррекционных школ для детей­инвалидов в нашем крае речи быть не может, ведь они востребованы. Параллельно стараемся помочь семьям, которые воспитывают ребятишек с ограниченными возможностями. В последние годы открыли три лекотеки (специальные учреждения для игрового обучения детей­инвалидов. – Авт.): в Михайловске, Труновском и Туркменском районах, три службы ранней помощи семьям, воспитывающим таких детей, и др. В двух детсадах компенсирующего вида ­ в Ессентуках и Невинномысске созданы мобильные отделения сопровождения семей с детьми­инвалидами. Благодаря этим мерам 26 родителей, которые хотели отказаться от тяжелобольных малышей, не сдали их в детдома, 31 ребёнка удалось подготовить к школе. Словом, стараемся, чтобы у таких семей был выбор».

Мнение эксперта:
Валентина Сапунова, директор гимназии №9 г. Ставрополя: «Наше общество пока, к сожалению, не готово воспринимать инвалидов как людей, которые не хуже остальных. Это касается не только пандусов, которых всё ещё мало, но и готовности впустить этих людей в общество, дать им такие же шансы, как остальным. У нас в школе создаётся безбарьерная среда, мы, как и несколько других школ Ставрополя, уже несколько лет участвуем в федеральной программе. У нас специальная комната с приспособлениями для того, чтобы оздоравливать и развивать детей­инвалидов, работают четыре логопеда, другие специалисты. Мы, если можно так сказать, ­ опекуны общественной организации детей­колясочников «Вольница», в нашей школе для них устраивают праздники. Но таких учебных заведений пока очень мало, и родители детей­инвалидов зачастую не знают о том, что у них есть шанс обучить ребёнка. Я – за то, чтобы таких школ становилось больше. Но хочу подчеркнуть: внедряемая сегодня инклюзивная модель ни в коем случае не отменяет традиционных коррекционных школ. Они очень нужны, и сокращать их нельзя. Напротив, есть острая необходимость в появлении такой школы в Михайловске, других городах».

Смотрите также: