Точка зрения Ибрагима Яганова далека от официальной трактовки диагнозов кавказских «болячек». На одной из конференций Общественного совета СКФО, членом которого он является, Яганов достаточно резко заявил, что согласен с фразой: «Хватит кормить Кавказ», но с конкретным уточнением: «Хватит кормить чиновников Кавказа».
Какое лицо у коррупции и почему она так процветает в нашем округе? Об этом пошла наша беседа.
В кривых зеркалах
- Борьба с пресловутой коррупцией какая-то вялотекущая, а что реально, на ваш взгляд, можно сделать? У коррупции - «кавказское лицо»?
- Коррупция – основная проблема Российской Федерации. Все остальные негативные моменты - её следствие. Любая инициатива, любое начинание в политике, экономике, социальной сфере очень быстро, как вирусом, разъедается коррупцией. Это сильно ослабляет государство и напрямую угрожает российской государственности. Крайне необходимо, чтобы федеральные структуры перешли от констатации борьбы с коррупцией к реальной борьбе. В первую очередь эта борьба должна быть ужесточена в высших эшелонах власти. В большинстве случаев многие гигантские инвестиционные проекты, социальные программы возникают исключительно для того, чтобы определенный круг чиновников смог освоить федеральные финансовые ресурсы. Дотационность регионов чаще всего искусственно поддерживается для получения возможности освоить денежные потоки. Широкое распространение получила система так называемых «откатов». Доступ к таким финансам имеет лишь узкий круг приближенных к главам субъектов. У коррупции – «российское лицо». Коррупцией поражены все ветви федеральной власти, региональные структуры. А в СКФО преступные схемы широко распространены и процветают ввиду того, что Кавказ является самым надежным регионом, обеспечивающим федеральным структурам «надежные откаты».
Народ же никогда и никто не кормил. Он себя кормит сам. Если бы прекратили кормить чиновничество Кавказа, то для нечистоплотных людей органы власти стали бы непривлекательными, и перспектива доступа к властным структурам для идейных и образованных людей стала бы реальной. В такой ситуации все регионы начали бы зарабатывать деньги и жить по средствам.
- Одним из отпугивающих звеньев в цепи неприязни к нашему региону, боязни приехать сюда называют терроризм и экстремизм. Где его корни и есть ли способы борьбы?
- Терроризм и экстремизм – это не причина, а следствие отсутствия какой-либо национальной политики и идеологического воспитания, особенно среди молодежи, независимо от национальности. В последние годы мы стали обращать внимание на то, что в подполье начали уходить молодые люди из благополучных семей. К примеру недавно «ушел в лес» прокурорский сын, у которого в жизни было все. Коррупция и социальная несправедливость способствуют тому, что растут протестные настроения. Многие представители образованной молодежи, у которых развито чувство справедливости, пытаются протестовать против порочной системы, но не находя никакой альтернативы и идеологической основы, уходят в подполье. Идею терроризма и экстремизма можно искоренить исключительно более зрелой и устоявшейся идеей. В частности, идеей национального самосознания и патриотизма.
«Арабской весны» не будет
- Вы - лидер общественного движения. Насколько вообще сильны наши общественники? Есть ли на Кавказе гражданское общество?
- Могу вполне ответственно заявить, что гражданского общества на Кавказе нет. За последние годы здесь сформировался рынок насилия, утвердился военно-полицейский режим, где любая инициатива разъедается коррупцией или же подавляется грубой силой. Периодически возникают некоторые попытки создать гражданское общество, но они наталкиваются на существующий режим и уничтожаются в зародыше. На Кавказе созданы условия, когда любую инициативу со стороны гражданского населения можно легко перевести в разряд экстремистских и сепаратистских действий. Наше общественное объединение существует вопреки противодействию властей, периодически наталкиваясь даже на физическое воздействие. Лидеры движения неоднократно подвергались нападению со стороны разного рода спортивно-охранных, полукриминальных организаций, финансируемых из средств сомнительного происхождения.
- Может ли на Северный Кавказ перекинуться «арабская весна»?
- Угрозы, что на Северный Кавказ перекинется «арабская весна», не существует. После абхазских, южно-осетинских и чеченских событий народы, проживающие здесь, устали от войн и дестабилизации, и основная масса населения очень дорожит миром. Это реальная угроза для Москвы. Столичный и близкие к нему регионы больше всех поражены проблемами, возникающими в результате коррупции и криминала. Ключевые вопросы в Российской Федерации решаются внутри «садового кольца», там сосредоточены основные финансы, в результате чего регион перенаселен, соответственно, там концентрируются все негативные явления. Если в ближайшее время федеральный центр не отдаст в регионы часть полномочий и не децентрализирует бюджет и экономику, то это может привести к социальным потрясениям.
- Межконфессиональные, межнациональные отношения, социальная яма, правовой и чиновничий беспредел – есть ли шансы у округа обрести твердую почву?
- Шансы есть, и довольно-таки большие, но это напрямую зависит от федеральных властей. Думаю, что в данной ситуации просто не хватает политической воли. Общественность устала от правового и чиновничьего беспредела, особенно в экономических, межнациональных и религиозных отношениях. Любые реальные продвижения для искоренения этих проблем будут широко поддержаны обществом.
- Ваш прогноз развития Северного Кавказа на ближайшие 10 лет.
- За последние годы политическая ситуация в стране менялась так часто и радикально, что давать какие-то прогнозы крайне сложно. Ситуация в СКФО напрямую зависит от политической конъюнктуры в России. В стране, где верховенство закона является понятием относительным, а вертикаль власти держится на одной личности, могут быть перемены в любое время и в любом направлении. При правильной национальной экономической и особенно аграрной политике Северный Кавказ мог бы в кратчайший срок встать на путь социального и экономического развития. Все необходимые для этого ресурсы, особенно людские, на Кавказе есть. Крайне необходимы радикальные перемены в подходе к построению властной системы. Нужно разрушить клановую систему и наследственность в руководстве республик. Это необходимо в первую очередь для молодежи, которая совершенно не видит какой-либо перспективы, если у тебя нет «ликвидной» фамилии…
Смотрите также:
- Строят «курорты мирового класса» в регионе, где приходится использовать армию, – ученый В. Авксентьев →
- Как события вокруг Крыма изменят отношение к Северному Кавказу →
- Терроризм захлестнула интернационализация →