На двух стульях. К чему приведёт муниципальная реформа на Ставрополье

пресс-служба Думы СК

На Ставрополье грядут очередные новшества в системе местного самоуправления. По примеру Минвод, где в прошлом году все сёла и хутора включили  в состав Минераловодского городского округа, упразднив сельских глав и сельсоветы, хотят провести укрупнение в Георгиевском районе, а затем – в Ипатовском, Изобильненском, Нефтекумском и, возможно, Кировском.

   
   

Сэкономим?

Как сообщили в Думе Ставрополья, процедура будет выглядеть так: руководители района и города досрочно сложат свои полномочия. Затем пройдут досрочные  выборы, на которых выберут депутатов нового городского округа, а они из своего состава – главу.

На совещании в краевом Белом доме прозвучало: в кризис такая оптимизация – мера вынужденная, она  позволит высвободить энную сумму. Интересы же селян  при создании городского округа не пострадают: сельские льготы  останутся.   

«Основной и самый ожидаемый результат объединения – экономия бюджетных ресурсов за счёт сокращения бюрократического аппарата, – комментирует Дмитрий Шуваев, представитель партии власти, руководитель ставропольского экспертного клуба Центра современной кавказской политики. – Расходы на управление территориями уменьшатся, а само оно станет продуктивнее. Пользуясь общим  бюджетом,  легче будет решать проблемы небольших поселений. Проще будет  привлекать инвесторов, участвовать в краевых и государственных программах. Призывы «экономить на себе» сегодня звучат на федеральном и краевом уровне. Правда,  пока это понимают не все  депутаты муниципальных парламентов и местные главы»

О предполагаемой экономии средств твердят и многие депутаты краевой Думы. Но не слишком ли высока для населения цена этой экономии? Почему  сокращают избранных народом сельских депутатов и глав, а не, скажем, назначенных губернатором уполномоченных  в районах края? Деятельность этих полпредов вызывает массу вопросов, а каков от их деятельности «выхлоп» - непонятно.      

В то же время, как бы ни ругали поселковых глав и народных избранников, примеров их успешной работы немало. Мы не раз писали о главе с.Бурлацкого, которую односельчане в прошлом году переизбрали на новый срок (см. «Точка зрения»),  о борьбе экс-мэра Михайловска за права горожан, рассказывали  об успешном управлении  г.Будённовском в начале «нулевых» 
и др.  

А доверяют ли так называемым  народным избранникам в городском округе Минвод?  Вряд ли. Напомним, явка на прошлогодних выборах  не дотянула  даже до 30%. Оппозицию от выборов отсекли, а в депутаты угодили хорошо знакомые, но непопулярные члены партии власти…              

   
   

Где референдум?

«Такие вопросы нужно обсуждать на референдуме, – полагает Геннадий Ефимов, депутат Ставропольской краевой Думы. – В Минераловодском районе этого не сделали, и что мы видим?  По моим данным, там стало хуже! Да, удалось немного сэкономить на содержании управленцев. В среднем глава села получал там в месяц  20 тыс. руб. В Минераловодском районе было 13 администраций в сёлах и две -  в городах. Плюс депутаты в населённых пунктах. По моим данным, за счёт  их сокращения стали экономить в месяц  порядка двух миллионов рублей. Не так уж  и много! А вот местное население, особенно из отдалённых сёл, серьёзно пострадало. Мне недавно пожаловались жители х. Перевального. Там на улицах исчезли… фонари. Возмущённым гражданам  предлагают установить их за свой счёт! И с кого спросить в этом случае? Раньше можно было  прийти к  главе села или в сельсовет.  Теперь остаётся одно – тратить деньги и массу времени на решение даже пустякового вопроса! Поэтому я – против подобной реформы».

По мнению Ефимова, одна из главных целей  новшества – узурпация власти в руках узкой группы  чиновников.

«Сейчас как никогда остро стоит вопрос владения землёй,  продолжает Геннадий Михайлович. – Упраздним  сельсоветы – и  земельными участками в городских  округах будут распоряжаться только «избранные» – руководители этих округов». 

Почём выборы?

Пока точная дата образования городского округа в Георгиевске и выборов там новых депутатов не известны.  

Логично было бы  провести избирательную кампанию в единый день голосования 18-го  сентября, но не получилось: подготовку к кампании  затянули местные чиновники. Поэтому георгиевских  депутатов будут выбирать отдельно.     

Это обстоятельство тоже  вызвало скепсис.

«Один из главных доводов краевых властей, проводящих  эту реформу, – экономия на содержании  местных управленческих команд, – говорит Наталия Полякова, бывший мэр Михайловска. – Но умалчивают о том, что дополнительные выборы и  реорганизация  – это тоже траты, и немалые! К тому же в переходный период и район, и город останутся без управления. Считаю, что такие решения в кризис очень вредны».

Противников  местной реформы немало. В противовес этой инициативе  партии власти депутаты от оппозиционных партий в краевой Думе недавно выступили с предложением – вернуться к прямым выборам мэров.  

«Вряд ли укрупнения на местах что-то кардинально изменят к лучшему, – полагает Кирилл Кузьмин, депутат Думы Ставрополья. – Мы это видим на примере Минвод, где никаких  улучшений нет. А вот возвращение прямых выборов глав городов – мера давно назревшая. Только в этом случае можно ждать притока «свежей крови» во власть. К тому же муниципалитетам нужно вернуть те полномочия, которые у них в последние годы отобрали, и право самим распоряжаться заработанными в населённых пунктах деньгами. Пока схема одна и та же: заработанное в основном уходит «наверх», а  «вниз» возвращают крохи. Это не  стимулирует чиновников эффективно управлять населёнными пунктами».         

Айдын Ширинов, депутат Ставропольской краевой Думы:

«Ещё в 2011­м я, как депутат от Минераловодского района, предлагал создать единый  городской округ, отказавшись от сельских глав и сельсоветов. Плюс  я вижу в том, что убрали «дублёров», т.е. чиновников, которые в районе и городе раньше исполняли одни и те же функции.

Думаю,  местному жителю теперь проще  спросить с власти. Типичная ситуация: селянин жалуется на главу своего населённого пункта в районную администрацию, а там ему отвечают – ничего сделать не можем! Вы его сами выбрали – вы от него и требуйте. А тот разводит руками: дескать, денег в сельском бюджете нет. Теперь жаловаться можно напрямую в городской округ». 

Николай Ляшенко, общественник, мэр Будённовска в 1997­-2007 гг.:

«Закон «О местном самоуправлении» в своё время принимали из лучших побуждений. Смысл был в том, чтобы каждое село было, как отдельное государство. Непременное условие – наличие своей исполнительной власти, сельсовета (парламента), избирательной комиссии. Эту схему переняли у западных стран. Помню, как, будучи в Австрии, я услышал: руководитель страны не может повлиять на мэра города. Ведь мэр – должность выборная. 

В то, что эта схема у нас не жизнеспособна,  не верю. Когда я был мэром Будённовска в 2007­м,  бюджет  города составлял 721 млн руб. Это немало для небольшого городка! Всё потому, что мы, чувствуя себя ответственными за родной город, старались поддерживать малый бизнес. Есть крепкий малый бизнес – есть  налоги в городской казне.

Но после того как мэров стали не выбирать, а назначать «сверху», всё стало гораздо хуже. Сегодня бюджет Будённовска, по моим данным, ­ всего около 150 млн руб. Нужно вернуть прямые выборы! Тогда  появится шанс, что «у руля» будут настоящие хозяева, а не временщики».

Светлана Лукьянова, глава с. Бурлацкого:

«Подобная оптимизация – тупиковое решение, которое добьёт наши и без того еле­еле выживающие сёла! Это путь в никуда. Я никогда не поверю в то, что чиновник из городского округа будет выезжать в сёла и разбираться с местными «мелочами».

Хорошо знаю Георгиевский район. Там от районного центра до некоторых сёл – больше 60 км! Сомневаюсь в том, что управленцы из городского округа поедут туда. Это мы, сельские главы, стараемся помогать своим землякам во всём. Собирая налоги  с местных предприятий, направляем  их на нужды своего села.  Досконально знаю, где разбитые дороги, где аварийные  дома. Вряд ли «дядя» из городского округа будет владеть такой информацией.  

Да и куда в целом будут идти  деньги из консолидированного бюджета городского округа? Логично предположить, что в первую очередь – в город. Сёла будут финансировать по остаточному принципу».

Смотрите также: