Анархисты вместо террористов. На Северном Кавказе – новые угрозы

Операция по обезвреживанию боевиков на окраине Нальчика. © / Национальный антитеррористический комитет

В  Нальчике ликвидировали трёх боевиков, готовивших теракт в КБР. Для этого здесь впервые с 2016 года ввели режим контртеррористической операции. А месяцем ранее четыре бандита напали на полицейских на улице в республиканской столице и были уничтожены. «АиФ-СК» разбирался, почему на Северном Кавказе снова неспокойно.

   
   

Изменили тактику

Ранним утром 27 февраля на окраине Нальчика ввели режим контртеррористической операции: силовикам поступила информация, что в одном из домов на улице Братьев Кардановых засели трое членов экстремистской религиозной организации. Во время спецоперации началась перестрелка, боевиков убили. В доме нашли два автомата, пистолет, патроны, гранаты и всё необходимое для изготовления взрывных устройств.

Эта КТО стала первой в Нальчике с июня 2016 года. Но и в других республиках боевики о себе время от времени напоминают. В январе, к примеру,  на сотрудников ДПС напали четверо вооружённых ножами жителей Ингушетии, полицейским удалось отбиться: трёх преступников уничтожили на месте, четвёртый скончался в больнице.

Ещё два инцидента с начала года произошло в Дагестане.

Между тем в МВД по СКФО утверждают, что количество преступлений террористической и экстремистской направленности в округе снижается. За 2018 год здесь задержали 179 преступников, в числе которых 41 пособник террористов. 20 боевиков ликвидировано.

Политолог Артур Атаев считает, что терроризм на Северном Кавказе побеждён, а редкие вылазки боевиков демонстрируют его агонию.

   
   

«Бандформирования 1990-х насчитывали до 400 - 500 человек, бандиты действовали системно. Экстремистская пропаганда была массовой и открытой, - говорит Артур Атаев. - Теперь тактика изменилась: вербовщики перешли на индивидуальную обработку, в том числе в соцсетях».

За последние годы сотрудники правоохранительных органов научились пресекать деятельность радикалов в интернете. Всего десять лет назад онлайн-проповедники создавали группы «ВКонтакте» и свободно распространяли экстремистские видео и тексты, сейчас же такие ресурсы быстро находят и закрывают.

Уничтожить корни

Тем не менее, несмотря на успехи силовиков в борьбе с экстремистами, специалисты по терроризму обеспокоены: на смену религиозному радикализму приходит политический. Эксперты считают проявлением новой волны терроризма взрыв в здании ФСБ в Архангельске, устроенный в октябре 2018 года 17-летним студентом.

«Идеологи терроризма пытаются инкорпорировать в молодёжную среду так называемую нечаевщину, анархизм, - считает Атаев. - Обратите внимание на личность молодого подрывника из Архангельска: это начитанный и образованный юноша. Похожая история с задержанным в январе аспирантом мехмата МГУ Азатом Мифтаховым, заподозренным в изготовлении взрывчатки прямо в комнате общежития. Оба молодых человека были сторонниками левых радикальных идей. Политический терроризм может распространиться по всей стране, поэтому он намного опасней националистических и религиозных течений».

Как бороться с «новыми» террористами? Политолог считает, что одни лишь силовые методы не принесут нужного результата. Корни этого явления, по его словам, можно уничтожить только с помощью институтов гражданского общества. Так, в Чечне террористическую активность удалось свести к минимуму благодаря сотрудничеству с тейпами и старейшинами.


Комментарий

Профессор Кабардино-Балкарского университета, доктор наук Мурат Хоконов:

«В последние годы в республике стало спокойнее. Возможно, это связано с отъездом большинства молодых радикалов в Сирию, а также с работой комиссии по адаптации боевиков. Но такую глобальную проблему нельзя решить быстро. К работе необходимо подключать общественность: приглашать религиозных деятелей выступать в СМИ, учить преподавателей школ и вузов вести профилактику экстремистских настроений и направлять энергию учащихся в мирное русло.

Чтобы молодые люди не подвергались идеологической обработке, у них должны быть другие занятия. В погоне за хорошей статистикой на ЕГЭ школы отказываются принимать в старшие классы недостаточно успешных учеников, и лишь немногие из них поступают в колледжи. Молодые люди зачастую остаются и без образования, и без работы и становятся лёгкой добычей для вербовщиков».

Смотрите также: