Чего ожидали от 2013 года и к чему готовиться в 2014

   
   

Пошли в отказ

В политике Северного Кавказа жизнь била ключом. Перспектива прямых выборов не впечатлила северокавказских лидеров. Вслед за Дагестаном от этой возможности отказалась Ингушетия. А затем и Северная Осетия. Персона Таймураза Мамсурова весь год была объектом слухов – ему пророчили скорую отставку. Но пока что статус его не изменился.

Зато главы двух других регионов округа со своими постами распрощались. Осенью в отставку ушёл губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков. На его место назначили вице-губернатора Ямала Владимира Владимирова. А в декабре президент подписал указ об освобождении от должности руководителя Кабардино-Балкарии Арсена Канокова. Освободившееся место занял бывший руководитель департамента по противодействию экстремизму МВД РФ Юрий Коков.

Полпред президента в СКФО Александр Хлопонин, представив нового руководителя КБР, неожиданно высказался за отмену прямых выборов для всех регионов Кавказа. Парламентарии республики информационный посыл уловили и, не откладывая дело в долгий ящик, тут же подготовили соответствующий законопроект.

Аналогичного развития событий можно ожидать и в Карачаево-Черкесии. Рашид Темрезов свою позицию по этому вопросу уже озвучивал: объяснял, почему КЧР нужно отказаться от выборов.

Единственным «оплотом демократии» на этом фоне выглядит Чеченская Республика. Рамзан Кадыров ещё весной заявил, что главу должен выбирать народ, и парламент его в этом поддержал.

Впрочем, Ставрополье тоже от выборов не отказывалось. Кто займёт кресло губернатора – станет ясно осенью 2014-го.

   
   

Воруют?

Финансы в этом году пели романсы повсюду. Жёсткое требование Москвы выполнить «майские указы» президента (в частности, повысить зарплаты бюджетникам) увеличило дыры в региональных бюджетах. Чтобы справиться с взятыми обязательствами, пришлось в очередной раз занимать, долговые ямы стали глубже. Прогнозы на следующий год тоже безрадостные. Бюджеты дефицитные. В Ставропольском крае «дебет с кредитом» не сходятся почти на 7 млрд руб. В Кабардино-Балкарии прогнозируемые расходы на 2,7 млрд превышают доходы. В Северной Осетии бюджетный дефицит составит 1,24 млрд, в Карачаево-Черкесии – 76 млн.

Растут не только бюджетные долги. На правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа премьер Дмитрий Медведев не скрывал своего возмущения платёжной дисциплиной в регионе. По его данным, долги потребителей округа за энергоресурсы продолжают расти: задолженность по электроэнергии достигла уже 29 млрд, а за газ и того больше – почти 50 млрд рублей.

Главы республик с этими цифрами не согласились, предположив, что у премьера некорректная информация. Теперь всех очень интересует вопрос: куда что девается и откуда берётся? Пролить свет на эту загадку пытаются и правоохранительные органы. В последние дни уходящего года они задержали экс-гендиректора «МРСК Северного Кавказа» Магомеда Каитова. Его подозревают в махинациях, сумма ущерба – 4 млрд рублей.

Экстремальный отдых

В экономике округа резонансные события наблюдались в основном в туристическом секторе. Но не все со знаком «плюс». Начался год скандалом с «Курортами Северного Кавказа», в результате которого братья Билаловы, Ахмед (председатель совета директоров компании) и Магомед, покинули страну, спасаясь от уголовного преследования.

Сам проект, запущенный три года назад, расширил свои границы. Изначально он включал в себя пять горнолыжных курортов в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Дагестане и Адыгее. В этом году в него вошли ещё два объекта: ставропольский проект «Гранд Спа Юца» и чеченский горнолыжный курорт «Ведучи».

Все без исключения отмечают великолепные рекреационные возможности Северного Кавказа. Но чтобы их использовать, нужна безопасность. И речь не только о боевиках-экстремистах. У всех на слуху трагедия в Домбае, когда из-за небрежности организаторов аттракциона (спуск с крутого склона на зорбе) один из туристов разбился насмерть, а второй получил тяжёлые травмы.

Вкус победы

Без эксцессов не обошлась и культура округа. Подарок Рамзана Кадырова Жерару Депардье обсуждали все. Глава Чечни осчастливил французского актёра элитной квартирой в Грозном. Правда, по нашим данным, Депардье ею так ни разу и не воспользовался.

Засветилась кавказская республика и в «культурном» скандале. Связан он был в участием грозненской мечети «Сердце Чечни» в конкурсе «Россия 10». Во втором туре за звание лидера с главной достопримечательностью республики боролся Коломенский Кремль. В какой-то момент голоса за мечеть перестали учитывать, и Кремль вырвался вперёд. Кадыров обвинил организаторов в мошенничестве. Операторы заявили о техническом сбое. В итоге оба конкурсанта признаны победителями.

Но осадок, как говорится, остался. То ли дело победы в спорте. Ставропольский прыгун в воду Евгений Кузнецов добыл медали на всех турнирах, в которых участвовал. Борцы Северной Осетии успешно штурмовали крупнейшие мировые вершины. Мастер вольного стиля Хаджимурад Гацалов стал пятикратным чемпионом мира.

А вот главную футбольную надежду республики – «Аланию» лихорадит из-за финансовых проблем. С противоречивыми чувствами готовятся встретить новый год и ингушские фанаты. «Ангушт» обосновалась в подвале таблицы. Ведет борьбу за выживание и «Терек», выступающий в премьер-лиге.

– Что касается крупнейшего спортивного события наступающего года – Олимпийских игр в Сочи, то этот форум пройдет без участия северокавказских атлетов, поскольку зимние виды спорта в нашем регионе не культивируются, – говорит председатель Федерации футбола Ставрополья Сергей Барабаш. – А вот на чемпионат мира по футболу в Бразилию могут отправиться представители Северной Осетии: Владимир Габулов и Алан Дзагоев. Также хочется надеяться, что 2014-й станет годом возрождения профессионального футбола в Ставрополе.

Мнение политолога:
Ростислав ТУРОВСКИЙ, вице­президент Центра политических технологий: «Северный Кавказ стал экспериментальной площадкой по внедрению непрямых выборов руководителей из­за политической нестабильности. Кто в первую очередь перешёл на новую схему? Дагестан и Ингушетия, где истекали сроки полномочий глав. А также Северная Осетия, руководство которой активно лоббировало выборы через парламент. Дело в том, что местные элиты крайне заинтересованы в том, чтобы тихо и мирно проводить своих людей через парламент. Они настроены решать вопросы кулуарно, без того, чтобы превращать свои внутренние противоречия в электоральную конкуренцию. Но есть важный момент: власть, полученная через непрямые выборы, котируется гораздо ниже. Такие выборы сопровождает неблагоприятный информационный фон. Поэтому даже те лидеры, которые уже прошли процедуру выборов через парламент, в частности Абдулатипов и Евкуров, высказываются, что в перспективе не против вернуть прямые выборы. По той же причине Рамзан Кадыров, который стремится получить массовую поддержку, категорически не приемлет переход к системе непрямых выборов на территории Чечни. Для него это было бы ударом по авторитету. Что касается отставок и назначений. Есть ощущение, что смена власти на Северном Кавказе превратилась в перманентный процесс. На Ставрополье всё закономерно ­ предыдущее назначение было неэффективным. В Кабардино­Балкарии необходимости менять власть, на мой взгляд, не было. Скорее всего, отставка Канокова – результат клановой борьбы, которая вышла на федеральный уровень. В целом, к сожалению, можно констатировать, что в регионах Северного Кавказа модель стабильного и эффективного управления не сложилась. Исключение ­ опять же Чечня. Пусть политические перспективы здесь неопределённые, но на сегодняшний день модель Кадырова эффективна».

Точка зрения:
Игорь СОПОВ, директор Центра современной кавказской политики «Кавказ»: «Наш центр исследовал экономическую ситуацию на Северном Кавказе. Проблемы во многом схожи с общероссийскими. Из специфических могу отметить, пожалуй, лишь две. Первая и главная – имидж Северного Кавказа мешает привлекать инвесторов в экономику. Вторая ­ финансовые учреждения, которые работают в округе, закладывают высокие риски, поэтому и кредиты здесь дороже, чем в целом по стране. Кредиты согласовываются через головные офисы, это замедляет процесс. Тем не менее настроение предпринимателей я бы охарактеризовал как умеренно оптимистичное. Все ждут перемен к лучшему. И в 2014 году, я думаю, есть основания ждать позитивных изменений. Многие делают ставку на развитие курортов. Недавно открывшийся курорт «Архыз» за первые два дня принял тысячу туристов. Это говорит о том, что потребность в таких объектах есть. И потенциал региона огромен. Но опять же всё упирается в вопросы имиджа. Перспектива экономического роста напрямую зависит от стабилизации политической ситуации. Частая смена руководителей ­ имею ввиду Ставрополье ­ этому не способствует. Скорее наоборот: не понимая политических перспектив хотя бы на ближайшие пять лет, бизнес не может строить серьёзных проектов».

Смотрите также: