Транзакции под присмотром. Что изменилось в правилах Росфинмониторинга?

С 10 января власти расширили область контроля над финансовыми операциями граждан. Насколько строже он стал и что предпринять, чтобы не оказаться под подозрением, разберёмся в проекте минфина Ставрополья «Знания для жизни».

   
   

Касается только юрлиц

Поправки в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступили в силу с 10 января, граждан России ни к чему не обязывают. А вот организации, которые отправляют наши денежные переводы или регистрируют сделки, будут сообщать о них в Росфинмониторинг чаще.

«Если организация не вовлечена в деятельность по отмыванию преступных доходов и не ведёт нелегального бизнеса, беспокоиться в связи с новыми правилами финансового контроля не о чем», - говорит региональный координатор программы повышения финансовой грамотности населения в Ставропольском крае Надежда Герасименко. - Если трансакция вызовет подозрение, счета заблокированы не будут. Приостановят или отменят только саму денежную операцию».

В пресс-службе Отделения Ставрополь Южного ГУ Банка России подтверждают: поправки революционных изменений не внесли. Более того, речь в них идёт о денежных операциях юридических, а не физических лиц.

«Не изменились ни обязанность финансовых организаций представлять в финансовую разведку (Росфинмониторинг) сведения об исчерпывающем перечне операций, ни пороговые суммы операций, которые подлежат такому контролю - 600 тысяч рублей для переводов и 3 млн рублей для сделок с недвижимостью, - рассказали в пресс-службе. - Как и раньше, обязательному контролю будут подлежать операции с наличными деньгами только юридических лиц. Но теперь у банков отпала необходимость выявлять соответствие проводимой операции характеру хозяйственной деятельности компании. Обязательному контролю будут подлежать любое зачисление или снятие со счёта наличных денег юридического лица на сумму, равную или превышающую 600 тыс. рублей».

Отказать в обслуживании могут, только обосновав подозрения в легализации преступных доходов или финансировании терроризма. Решение о приостановке транзакции принимает руководитель финансовой организации и уполномоченные им лица.

Проверят не только в банке

Закон перераспределил нагрузку по контролю между участниками финансового рынка. Например, теперь банки сообщают Росфинмониторингу только об операциях с наличными и по счетам, тогда как ранее информировали и о других сделках.

   
   

Риелторов освободили от обязанности сдавать отчёты о сделках с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей, хотя от внутренних проверок клиентов и от отчётов о необычных операциях их не освободили. А вот банкам добавили работы: они будут информировать Росфинмониторинг не только покупках недвижимости, но и об её аренде, если сумма сделки превышает 3 млн рублей. Переводов на эскро-счета это не касается.

Под контроль попали и почтовые переводы на сумму от 100 тыс. рублей или их аналоги в валюте, а также возврат аванса за услуги связи сотового оператора. Оказывается, преступники использовали эти лазейки для отмывания денег.

Подлежит проверке теперь и покупка ювелирных украшений, которые стоят более 600 тыс. рублей. Данные покупателя зафиксируют и уведомят Росфинмониторинг. Такое же внимание - к сделкам по покупке цифровых валют.

Кстати, не все поправки были направлены на усиление контроля. Некоторые операции из-под него, напротив, вывели, в том числе переводы анонимным лицам за границу и обратно от них, страховые выплаты от нерезидентов, приобретение имущества по договору лизинга. Но вот сами лизинговые платежи свыше 600 тыс. рублей будут контролироваться.

Остались вопросы, как не попасть под блокировку операции? На них ответят журналисты STAV.AIF.RU и эксперты  проекта «Знания для жизни». Больше полезной информации - на сайте fingram26.ru.