Полпред президента в СКФО Юрий Чайка заявил, что ситуация в регионах округа осталась стабильной, несмотря на новые западные санкции. О слабых местах и перспективах экономики рассказал экономист Тимур Хубаев -вице-президент ассоциации «Шесть сигм», занимающейся консультированием бизнесменов.
На «бюджетной игле»
Ислам Текеев, «АиФ-СК»: Тимур Борисович, какие данные позволяют делать выводы о стабильной экономической ситуации в округе?
Тимур Хубаев: Это статистика. Ситуация действительно стабильна в своей деградации, отсутствии развития, полной зависимости от федерального центра, отсутствии креатива и инициатив. Нет высокотехнологичных производств, нет электроники, нет зависимости. Экономика СКФО напоминает замечательный монолог Кисы Воробьянинова, который стоял и просил «Подайте».
Депрессивные регионы санкционно непотопляемы, единственные последствия - рост цен на сахар, растительное масло, топливо и «борщевой набор». Народ этого не почувствует, если будет принято решение о социальной цене.
- Каковы слабые места, по которым могут больнее всего ударить внешние ограничения и как смягчить их воздействие?
- Главное - взрывной приток образованной и трудоспособной молодёжи, вкусившей сладости цивилизованной жизни, повидавшей мир, и оставшейся без работы в центральных агломерациях: Москве, Питере, Краснодаре, Екатеринбурге и других. Она вряд ли будет сидеть сложа руки и радоваться пособиям по безработице.
Нужно принимать программу реальной борьбы с безработицей и полностью пересмотреть стратегию развития СКФО. Понадобятся профессионалы, которые эту программу утвердят и реализуют на принципах государственно-частного партнёрства, концессий и личной, не коррупционной заинтересованности, тотально поразившей округ.
На федеральном уровне важно выбрать регион-локомотив развития. Необходим субъект с полной управляемостью, отсутствием элит и микроолигархов. Хорошо зная Ставропольский край и республики Северного Кавказа, мне очевидно, что таким регионом станет Чечня. Там есть ответственность и дисциплина.
- Достаточно ли принятых правительством мер государственной поддержки?
- Я поражён оперативности, продуманности и доступности мер поддержки, которые были озвучены председателем правительства Михаилом Мишустиным. Впервые за тридцать лет государство протянуло дружескую руку каждому, кто хочет работать и развиваться.
Учитывая общий тренд, совершенно понятно, что меры поддержки будут дополняться и усиливаться. Но и спрос будет серьёзный, несмотря на объявленное отсутствие проверок и прочие радости.
- Какие из них будут наиболее актуальны для регионов Северного Кавказа?
- Актуально всё. Надо только работать, а не продолжать сидеть на «бюджетной игле». Важнее всего меры, затрагивающие сельхозпроизводство, молодёжь, креативные идеи, субсидирование и льготное кредитование. К сожалению, меры поддержки в секторе машиностроения для Кавказа мало актуальны. Его здесь нет.
- Какие из субъектов округа сильнее всего ощутят на себе западные санкции и почему?
- Ставропольский край. Почувствуется нехватка запчастей для сельхозтехники, удобрений и семян, а также рост цен на топливо. Именно в крае можно ожидать взрывной рост сельхозпроизводства, если глава региона позаботится о ремонтной инфраструктуре и мелиорации.
Горнолыжные курорты Чечни, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии могут остаться без комплектующих и запчастей для подъёмников, транспортных систем, систем безопасности и т.д. Спонсоры, заявившие о готовности инвестировать в наши горнолыжные курорты и парки развлечений, возьмут тайм-аут года на два.
Пострадают все регионы, сделавшие ставку на иностранные сорта яблок, груш и винограда. Прежде всего, это Кабардино-Балкария.
- Зависит ли это от уровня дотационности региона?
- Чем выше уровень, тем меньше зависимость. Ничего же реально не работает, немало бюджетников. В этом и «фишка». Проще ничего не делать, и жить за счёт помощи из центра. Но хочу расстроить любителей дотаций. Их объём будет сокращаться, а главы регионов, к осени, предполагаю, будут отчитываться по показателям их сокращения. Иначе, «чемодан, вокзал, на стройки Заполярья».
- Как санкции скажутся на притоке инвестиций в округ и качестве запускаемых у нас проектов?
- Его как не было, так и не будет в условиях нынешней работы с инвесторами. Нужно внедрять в СКФО региональное планирование, единого заказчика и подрядчика, бережливое производство. И всё это делать под контролем ФСБ, чтобы не разворовали.
Даже в «жирные» времена не удавалось привлечь на Кавказ серьёзных внешних инвесторов. В итоге все институты развития округа были ликвидированы и централизованы в корпорации ВЭБ. Считаю, что необходимо восстановить Минкавказа и использовать его наработки. Сейчас единственный инвестор - государство.
- Если приостановятся частные инвестиции, смогут ли субъекты реализовать задуманное за бюджетный счёт?
- Конечно, нет! Ситуация изменилась. Перед бюджетом стоят другие задачи, тратить деньги на региональные «хотелки» никто не будет. Сейчас время коротких индустриальных проектов с горизонтом планирования и реализацией в течение максимум полутора лет. А у внутренних инвесторов свои проблемы.
На IT делать ставку не стоит
- В каких отраслях экономики могут появиться точки роста?
- Социально-ориентированный и малобюджетный туризм, сельское хозяйство защищённого грунта: от цветов до помидоров, а также производство современных стройматериалов и всего, что связано с базальтом. По его выпуску Кавказ может стать мировым лидером. Эта отрасль даст фантастические перспективы для гражданского и оборонного сектора. Надо вкладывать в производство воды и пива.
Ставропольский край может развивать промышленное сельское хозяйство, остальные регионы - небольшие производства площадью не более 2 га на защищённом грунте. Люди должны получить возможность работать на себя и сотрудничать с мегаполисами без посредников.
Перспективные отрасли - производство чистых кормов, компонентов для инфраструктуры по производству транспортных средств.
Хорошая тема - производство вагонов-рефрижераторов, полувагонов и т.д. Есть возможности в строительстве систем мелиорации, водоочистки и водоподготовки с минимумом электроники, отечественным металлом и ручным трудом.
- Некоторые эксперты считают, что помимо туризма и сельского хозяйства, потенциал есть у импортозамещающих IT-технологий и оборудования. Что думаете?
- Никаких! Поддержка этой отрасли не даст быстрые результаты. Нет ни компонентной базы, ни массовых мозгов. Вдобавок нужны заводы и значительные затраты. Можно организовать производство обычного машиностроительного оборудования. Но тут, как в самолётостроении, автопроме и любой другой отрасли, важна международная кооперация.
- Понадобятся ли этим отраслям особые меры поддержки и какие?
- Мера поддержки одна - плановая экономика и госзаказ, обеспечивающий процентов десять рентабельности. Этого будет достаточно. Нужен мощный финансовый оператор с участием в производстве.
- Политические условия требуют ускоренного импортозамещения. Справился ли округ с этой задачей в первую волну санкций, после 2014 года?
- Конечно, не справился. А кто там этим занимался? Чиновники, которым малоинтересно всё, что не касается живых денег, региональные микроолигархи, формировавшие феодальную экономику? Они были заинтересованы в росте безработицы, дававшей дешёвую рабочую силу.
- По каким категориям товаров и услуг Северный Кавказ сейчас в большей степени готов обеспечить себя?
- Прежде всего, это продукты питания, кроме экзотики. Кофе и какао здесь производить не будут. А доходы от туризма могут полностью закрыть потребность в закупках других товарах. Только всё это должно быть качественным, культурным и гостеприимным. От этого зависит успех. Но главное при всём - это кадры. Они решают всё.