Барбершоп, химчистка, или кому какое дело? Соцконтракты воплощают мечты

Нацпроект позволил мастеру найти клиентов. © / Елена Арцимович / АиФ

Уже не первый год в России по национальному проекту «Демография» работает система поддержки людей в трудной жизненной ситуации. Пожалуй, одна из самых действенных мер - социальный контракт. Государство даёт деньги и помогает консультативно, а человек обучается на курсах и трудоустраивается либо открывает собственное дело.

   
   

На Ставрополье первые соцконтракты заключали в 2014 году, и с тех пор ежегодно несколько сотен человек пользуются возможностью улучшить своё материальное положение и научиться получать стабильный доход. Максимальная сумма, которую государство может выделить по соцконстракту, растёт каждый год. В этом году она достигла 350 тысяч рублей.

Корреспондент «АиФ-СК» встретился с двумя жителями Петровского городского округа, которые благодаря поддержке государства выстроили успешный бизнес.

Фаер-шоу петровского цирюльника

Что такое барбершоп, жители Светлограда не знали ровно до того времени, пока здесь не появился Мекан Чешмелиев. Родом из Туркменистана, в городок на Ставрополье он попал случайно, во время командировки. После шумной столицы провинциальный городок понравился своей размеренной жизнью.

«За несколько лет попробовал себя в разных специальностях, но понял, что хочу работать в индустрии красоты, причём мужской», - говорит Мекан.

Деньги, выданные ему после заключения соцконтракта, он вложил в оборудование - купил кресло и инструменты, частично оплатил аренду помещения. Антураж барбершопа - предмет особой гордости хозяина: сочетание минимализма и хайтека, стильные фото (Чарли Чаплин в роли цирюльника, чёрный Дензел Вашингтон в белоснежной пене...), оклеенный местными газетами потолок. Мекан вдохновлялся одним из английских барбершопов. И если английские клиенты, устроившись в откидном кресле, во время бритья изучали «Дейли мейл», «Таймс» и «Гардиан», то петровчане с удовольствием читают газеты Ставропольского края.

На двери барбершопа надпись: «Здесь стригутся мужчины». Открыв дверь, сразу понимаешь - только настоящие. Боязливым здесь не место. Мекан берёт в руки блестящий инструмент: «Знаете, что это?» Оказывается, шаветт (или, как чаще говорят, шаветка) - опасная бритва. Он ловко открывает её и интригует: «Сейчас расскажу вам о королевском бритье и покажу фаер-шоу».

   
   

Королевское бритьё начинается с горячего полотенца. После Мекан вынимает из шаветки сменное лезвие, выбрасывает его, дезинфицирует шаветку и на глазах у изумлённого клиента «поливает» инструмент потоком пламени из специального баллончика. Дезинфекция завершена!

«Подстричь - это одно, - делится Мекан, - изучая подставленную шею клиента, - мужчину нужно ещё и побрить правильно».

Что пожелаете? Бороду в форме топора? А может, голландскую, верди, бретту или «утиный хвост»? Мекан говорит, что сделает всё. Главное, чтобы мужчина выглядел мужественно.

Судя по всему, его взгляд на мужественность находит отклик: запись идёт на две недели вперёд, и хозяин уже подумывает о том, чтобы нанять помощника. Звонит телефон, и Мекан отвечает: «Да, это я, петровский цирюльник. Побриться? Конечно, записываю...»

Вернётся чистым и пушистым

В офисе Инны Третьяковой чисто и уютно: под потолком - вешалка с зачехлённой одеждой, на тумбе - пледы, на полу - большой белый медведь, бесшумно работают стиральная и сушильная машины.

Долгое время Инна работала в отделе продаж одного из светлоградских предприятий, потом делала торты на заказ, а потом решила попробовать силы в нише, которая в Светлограде пустовала, а между тем была очень востребована у населения.

«Одежду, обувь, ковры, игрушки, коляски, матрасы, - перечисляет Инна, - всё это раньше людям приходилось самостоятельно везти для химчистки в Ставрополь. А теперь можно сдать нам».

Примут как положено: заключат договор, опишут все пятна и дефекты, определят степень износа. Неважных вещей нет, а потому внимание уделят каждой - и пуховику с шубой, и обыкновенным джинсам или рубашке. В Ставрополе за дело возьмутся химики и спецтехника - центрифуга, машины выбивальные, ионизирующие, сушильные. Как утверждает Инна, отстирываются не только краски или застаревшая грязь, но даже пластилин. Вот и медведь, залюбленный каким-то малышом и теперь терпеливо ждущий своей очереди, благодаря Инне спустя неделю вернётся к хозяину чистым и пушистым.

«Всё нужно делать вовремя, - делится хозяйка. - Свадебное платье лучше чистить сразу после свадьбы, а не спустя год, шубу - сразу после окончания сезона, а не за неделю до начала нового...»

Судя по всему, сама она занялась этим бизнесом своевременно: спрос на услугу большой, конкуренции никакой, а потому дело не буксует - уже открыт пункт приёма в Ипатово, планируется ещё один, в Летней Ставке.

Инна подскажет, когда чистить шубу, а когда - свадебное платье. Фото: АиФ/ Елена Арцимович

Благодаря заключённому соцконтракту Инна не только стирает и является дилером сети ставропольских химчисток, но и предоставляет в аренду большой «парк» бытовой чистящей и моющей техники. Говорит, поначалу люди опасались брать напрокат моющий и строительный пылесосы или пароочиститель, а потом «распробовали», убедились в простоте их использования.

«Уборку с такой техникой хорошо делать хотя бы раз в полгода, - говорит Инна, - ведь зачастую мы даже не представляем, сколько так называемой невидимой грязи в матрасах и диванах. А пароочиститель - и вовсе очень полезное изобретение: убирает даже плесень, грибки и паразитов».

Чтобы подтвердить свои слова, она чистит специально для этой цели лежащий в офисе небольшой коврик - легко, с улыбкой, с удовольствием. Сразу видно: по соцконтракту она выбрала правильное направление, бизнес приносит ей и прибыль, и радость.