Ценовое давление. Новая сеть аптек на Ставрополье захватывает рынок

Александра Железняк / АиФ

Новая сеть, которая пришла в край из соседнего региона, захватывает рынок, используя сомнительные методы, уверены в ставропольском управлении антимонопольной службы. Участники круглого стола «АиФ-СК» называли ситуацию беспрецедентной.

   
   

Из аптеки в аптеку

Жизнь владельцев аптек никогда не была простой. Этот бизнес жёстко регламентирован, контроль со стороны государства очень строгий. Оно и понятно: от качества работы и добросовестности участников рынка зависят жизнь и здоровье людей. Это с одной стороны. С другой – аптечный бизнес прибыльный: и взрослые, и дети болеют, лекарства нужны всегда. Поэтому предпринимателей, желающих трудиться именно в этой сфере, очень много.

«Когда я только начинала работать, количество аптек в нашем городе можно было по пальцам пересчитать, - вспоминает руководитель одной из аптек Ставрополя Алёна Айрапетян. - Сейчас - выходишь из одной аптеки, рядом дверь в другую, напротив – в третью. Аптеки буквально на каждом шагу».

С точки зрения потребителей это безусловный плюс. Да и с точки зрения антимонопольной службы тоже: чем больше конкуренция, тем здоровее рынок. Борьба за покупателя заставляет повышать уровень сервиса, расширять ассортимент, не даёт задирать цены.

Борьба эта всегда давалась нелегко. Но сейчас жизнь стала совсем невыносимой, уверяют участники круглого стола.

«Когда-то мне казалось, нет ничего особенного в больших сетях. У них свои плюсы, у нас, представителей малого бизнеса, свои, - говорит представительница объединения аптекарей России «Союзфарма» Валентина Орехова. – А теперь я прекрасно понимаю, почему в некоторых странах сети в принципе запрещены. Во Франции, к примеру, один предприниматель может открыть только одну аптеку. Потому что малый бизнес, более прозрачный и более уязвимый, у него нет финансовых ресурсов, чтобы бороться с «монстрами».

Впрочем, существование сетей тоже безоблачным не назовёшь.

   
   

«Каждая новая аптека – обособленное подразделение, удержать её на плаву тяжело, - утверждает исполнительный директор ООО «Городские аптеки» Владимир Луценко. – Если маленькая аптека может существовать при обороте 500 тыс. руб. в месяц, то сетевая просто не в состоянии выживать на таких маленьких оборотах».

А они падают. У всех. И существенно. По словам владельцев бизнеса, связано это, в первую очередь, не с глобальными экономическими сложностями, как можно было бы подумать. А с появлением на ставропольском рынке нового игрока, уже хорошо знакомого жителям края под вывеской «Аптечный склад».

ФАС столкнулся с демпингом

У Ореховой до последнего времени было три аптеки. Одну пришлось закрыть в прошлом году. На грани балансирует уже и вторая. Численность персонала сократилась вначале с 12 человек до 7, сейчас там работают трое.

«Эта аптека находится в нижней части города, район старой застройки, частный сектор. Живут, в основном, люди пожилые. По состоянию здоровья в силу возраста им приходится покупать много лекарств при очень ограниченных финансах, - говорит Валентина Васильевна. – И, конечно, они стремятся купить там, где подешевле».

А дешевле – в «Аптечном складе». Причём существенно. Разница в ценах на дорогие препараты доходит до 400 руб.!

Как же это возможно? Ведь процедура ценообразования установлена государством, отпускные цены производителей и оптовиков примерно одинаковые. Не будет же коммерческое предприятие работать себе в убыток?! Оказалось, очень даже будет.

«С конца прошлого года к нам стали поступать обращения и жалобы на «Аптечный склад» со стороны представителей бизнес-сообщества, депутатов и покупателей, - рассказал замначальника отдела по надзору за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции УФАС по Ставропольскому краю Максим Силичев. – Мы провели проверку и установили, что почти все препараты там продаются по ценам ниже закупочных. То есть мы столкнулись с демпингом».

Формально продавать что-то дешевле, чем купил, не запрещено. Хоть даром раздавай. Но зачем коммерческому предприятию, которое существует именно для того, чтобы получать прибыль, работать себе в убыток? С какой целью?

«Демпингуют, чтобы захватить рынок. Крупному игроку проще компенсировать потери, которые он несёт в каком-то регионе за счёт других, где позиции уже завоёваны, - пояснил Силичев. – Добросовестные представители рынка не выдерживают конкуренции, когда используются такие нечестные методы борьбы. Кто-то продаёт свой бизнес захватчику (на условиях захватчика, разумеется), кто-то просто разоряется. И когда поле зачищено и конкурентов не осталось, цены поднимают до уровня, который позволяет получать прибыль, возмещая понесённые потери. И у потребителя уже нет выбора».

Склад всех складов

Что этому можно противопоставить? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.

«В российской правоприменительной антимонопольной практике демпинг в чистом виде ещё ни разу не признавался актом недобросовестной конкуренции, но и так остро ситуация ещё никогда не складывалась, - говорит представитель УФАС по СК. - Выяснилось, что масштабы явления больше, чем мы себе представляли. Разные юридические лица (всего их насчитали уже 20, учредитель у всех один) в разных регионах действуют аналогично, по одной и той же схеме. Поэтому ситуацией также заинтересовалось управление по борьбе с картелями ФАС России.  Сейчас определяемся с квалификацией происходящего. Либо это действия монополиста на рынке - монопольно низкая цена, либо это демпинг с точки зрения недобросовестной конкуренции, либо - картельный сговор».

По данным УФАС по СК, в крае действуют два юрлица из 20 упомянутых выше – ООО «Апрель Кавказ» и ООО «Бережная аптека Апрель». Число их аптечных пунктов стремительно растёт. Переговоры о купле-продаже, в том числе и с сетевыми аптеками, продолжаются. Местная сеть «сыпется» под давлением варягов.

Фото: АиФ

Вводят в заблуждение?

Борцы с монополиями выдали владельцам новой сети предупреждение. В нём два основных пункта. Первое требование - прекратить использование слова «склад» в наименовании пунктов розничной торговли. По мнению сотрудников службы, это вводит потребителя в заблуждение. Второе требование – прекратить искусственно занижать цены на препараты.

Ни одно из этих требований компания не выполнила. Напротив, начала «военные действия» в отношении антимонопольщиков. В аптечных пунктах разместили листовки, где сообщили, что «Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю заставляет «Аптечный склад» повысить цены до уровня других аптек». Всем покупателям предложили выразить свою позицию по телефонам ставропольского правительства, УФАС по СК и краевого Роспотребнадзора.

Рассчитывали, видимо, на то, что поток возмущённых звонков парализует работу государственных учреждений. Но этого не случилось. Когда людям сообщали, что происходит в реальности, они соглашались с позицией антимонопольщиков. В отношении «Кавказ Апрель» возбуждено дело.