Еще хорошо помнится, как громко почти год назад власти отменили для бизнеса обязательное использование круглой печати, заявив, что это наследие прошлого. Мол, в современных реалиях вполне можно обойтись и без него.
Но неужели сейчас предпринимателям вполне можно обойтись лишь фирменными бланками, личными или электронными подписями? Ответ нашего эксперта Романа Савичева, руководителя «Юридического агентства «СРВ» (по версии ежегодного рейтинга «Право.ru-300» оно признано одним из крупнейших в России) пессимистичен. При том, что использование круглой печати бизнесом сейчас является добровольным, в силе остается целый ряд законов, которые делают ее оттиск обязательным реквизитом документов. Так что общепризнанный рудимент до сих пор сохраняет свою силу.
– Нельзя не признать, что ценность печати начала нивелироваться еще с девяностых годов. Вспомним, что когда-то для ее изготовления необходимо было получить специальное разрешение правоохранителей. Теперь же для специализированной конторы это дело буквально на час-два, – говорит Р. Савичев. – При этом наличие синего оттиска на документе отнюдь не является гарантом его подлинности. Реестр печатей государством не ведется, а современные технологии позволяют изготавливать очень качественные подделки…
Потому отказ от печати в пользу новых способов идентификации был вполне логичен. Применение печати стало для организаций не обязанностью, а правом. Соответствующий федеральный закон был подписан президентом России 6 апреля 2015 года. Им же были внесены поправки в процессуальные кодексы и ряд других федеральных законов. Однако для успешного воплощения идеи этого оказалось крайне недостаточно. По некоторым данным, осталось несколько десятков действующих нормативных актов, где от юридических лиц требуется обязательное проставление печати.
Среди тех ведомств, которые в вопросе печати оказались лояльными к бизнесу, предприниматели отмечают налоговую службу. Если в первичных учетных документах компании отсутствует оттиск, но указано наименование хозяйствующего субъекта, дата составления, должность, фамилия с инициалами и подпись ответственного должностного лица и иные установленные реквизиты, налоговики не будут к ним придираться лишь по формальностям. «Отсутствие оттиска печати (печатей) организации (организаций) не является основанием для отказа в признании соответствующих затрат в составе расходов по налогу на прибыль», – читаем в одном из официальных писем ФНС.
Однако это вовсе не отменяет требований по использованию печати для скрепления кассовых книг, книги учета доходов и расходов применяющих «упрощенку», на налоговых декларациях и т.д. То есть спешить с ее уничтожением совершенно не надо. Ведь круглая печать также является обязательным реквизитом и многих форм строгой отчетности, которые выдаются покупателям или заказчикам вместо кассовых чеков. Согласитесь, также очень много официальных бланков по-прежнему сохраняют форму, где предусмотрено место для печати. Ее отсутствие как минимум вызовет лишние вопросы, так как из закона напрямую не следует, что графа «Место для печати» в официальных бланках может оставаться пустой.
Что навскидку вспоминается еще? Так, оттиск обязательно должен «красоваться» в трудовых книжках сотрудников. Сомневаюсь, что, например, в пенсионном фонде при оформлении пенсий, где обычно придираются ко всем мелочам, легко пропустят запись без печати. Работники госорганов нередко обращают внимание как раз только на наличие печати, не изучая детально подпись руководителя или представителя юридического лица.
Здесь отдельно можно сказать и о банковских структурах, которые также не спешат менять формальные требования к клиентам. Сомневаюсь, что у предприятия охотно и без лишних уточнений примут доверенности, закладные или другие документы без оттиска. А в некоторых банках требование о проставлении печати в карточке с образцами подписи при открытии счета юридического лица является строго обязательным. Впрочем, консервативную позицию в вопросе печатей сохраняют и крупные структуры, которые настаивают на ее проставлении в договорах.
При этом если обратиться к судебной практике, то опять же видим, печать у нас не является обязательным реквизитом договоров. При их оспаривании на основании поддельной печати суды ориентируются на подпись. И если она подлинна, это, как правило, считается определяющим.
Нынешнее положение дел таково – официальная отмена печатей не привела к упрощению делового оборота и более активному переходу от бумаг к «цифре». Но хочется надеяться, что в конечном итоге отношение к личной подписи руководителя предприятия изменится, и она будет иметь более заметный вес в сравнении со столь ненадежным в современной жизни оттиском. То, что это возможно, доказывается зарубежной практикой. К примеру, в США печатями обладают только крупные бизнес-структуры. И в американских компаниях еще удивляются, когда коллеги из России просят проставить в документах печати. Обычно бумаги подписывает главное юридическое лицо, и этого бывает достаточно. Печать не требуется для регистрации во многих европейских странах, успешно отказались от нее и многие государства постсоветского пространства.