Как защитить деньги на банковской карте?

Категория:  Общество

Дистанционные сервисы, связанные в том числе с осуществлением денежных операций, для многих людей давно стали привычным делом.

   
   
Ответ редакции

Их удобство понятно. При копеечных затратах (а то и вовсе без них) платежи можно совершать в любом месте, в комфортное для человека время и с помощью доступного в этот момент гаджета. При этом, к сожалению, зачастую спешка и доверчивость вынуждают нас пренебрегать элементарными мерами безопасности. А зря – растущая популярность электронных платежей и интернет-банкинга порождает немалые масштабы мошенничества в этой сфере. По данным Центробанка России, которые приводит РБК, за прошлый год количество краж через интернет-банк и мобильные приложения выросло на 44 процента. Мошенники украли у россиян больше миллиарда рублей.

Причем как бы упорно ни защищались банки и различные платежные сервисы, мошенники проявляют завидные умения и изобретательность в поиске «обходных путей». Хотя если уж говорить честно, то по-прежнему многие ведутся и на элементарнейшие приемы в отъеме денег. И потом крайне непросто бывает убедить банк, что карта была опустошена абсолютно без ведома владельца, констатирует Роман САВИЧЕВ, руководитель «Юридического агентства «СРВ», признанного в профессиональной среде одним из крупнейших в России.

– От мошенничества владельцев карт должен защищать закон «О национальной платежной системе». И в теории ситуация обстоит следующим образом. Банки обязаны уведомлять клиентов обо всех операциях по их картам. Соответственно, засомневавшись в каком-то платеже, человек имеет время уточнить информацию или написать заявление о том, что он не давал добро на списание средств, – поясняет Р. Савичев. – Банку на принятие решения отводится 30-дневный срок. Но несмотря на то, что закон настаивает на возврате денег, на деле добиться этого бывает непросто. Как правило, банки возмещают потери, только если считают виновными себя, например, когда воровство произошло в результате хакерских атак.

Понять кредитные учреждения в некоторых случаях тоже можно, и им не зря дается месячный срок на анализ заявлений. Никогда нельзя исключать и вероятности того, что нечистыми на руку могут оказаться клиенты. Ведь по большому счету, человек вполне может передать карту жене или другому родственнику, сообщив пин-код, а потом заявить, что у него украли деньги мошенники.

Нередко люди сами провоцируют мошенников и преподносят им всю информацию «на блюдечке», например, раскрывая им пин-коды или сообщая данные карты и одноразовые пароли, о возврате денег речи не идет. Ведь далеко не все осознают меру собственной ответственности, когда, вдруг доверившись незнакомцу (который запросто может представиться даже банковским работником), делятся по телефону конфиденциальной информацией. Или вовсе под его диктовку щепетильно списывают со счетов свои же кровные. Спохватываются, как правило, уже когда простились со значительной суммой.

Та же история и с забытыми картами. Кто виноват, если вы ее где-то оставили или потеряли, а кто-то шел следом и расплатился?

Но если все эти истории не про вас, а деньги с карты вдруг неведомым образом испарились (если это произошло не по решению суда), побороться за свои права все же стоит. Итак, первым делом нужно поспешить заблокировать карту, позвонив в службу поддержки банка или с помощью интернет-банкинга. Следующий этап – письменное заявление с описанием произошедшего и оформление претензии. Это придется сделать лично, что предусматривается договором почти каждого банка.

Пока ждете ответ, стоит позаботиться о документах, которые подтвердят вашу непричастность к списанию средств. Возможно, вы были в командировке, отпуске или проходили лечение в больнице. Никогда нелишним будет найти свидетелей. В банке нужно запросить расчетные документы, отражающие параметры и характер авторизации, а также подтверждающие, что оспариваемая операции была совершена без средств аутентификации держателя карты, то есть без указания пин-кода. А может быть, списание было произведено без физического предъявления карты или через Интернет.

Если банк не идет навстречу и явно не желает вникать в ситуацию, пишите заявление в правоохранительные органы, отправляйте жалобу в Центробанк и терорган Роспотребнадзора. Всестороннее внимание к вашему случаю должно в итоге повлиять на развитие событий. В противном случае готовьтесь к судебным разбирательствам.

Остается добавить, что никогда не стоит быть излишне доверчивыми, когда речь идет о деньгах, и пренебрегать мерами безопасности. Пара-тройка дополнительных могут избавит вас от финансовых потерь, нервотрепки и последующих выяснений отношений с банком. Потому с большой осторожностью относитесь к электронным письмам и сообщениям в соцсетях, запрашивающим конфиденциальную информацию или предлагающим пройти по ссылкам на какие-то веб-сайты. Серьезные организации сами заинтересованы в сохранении клиентских данных и так не работают. Не поддавайтесь давлению и не спешите реагировать на запросы, даже если люди, представляющиеся сотрудниками банка или каких-то органов власти, угрожают блокировкой счетов или доступа к средствам. Всегда можно позвонить в банк и уточнить легальность запроса.

Не повредит регулярное обновление антивирусных программ как на компьютере, так и в телефоне. Также эксперты советуют использовать виртуальную клавиатуру при введении паролей посредством онлайн-банкинга. Тогда никто не сможет получить данные через отслеживание действий на клавиатуре.

В пример стоит приводить и тех, кто завел привычку распечатывать на бумаге квитанции и другие данные, подтверждающие совершение денежных операций. Бумажные копии помогут сохранить историю взаимодействия с сайтом. И еще один момент, известный всем, но далеко не всеми применяемый в жизни. Не нужно оставлять крупные суммы денег на картах, которыми платите в интернете.

Смотрите также: