Лето с Мельпоменой. Как провести каникулы с пользой

Летний отдых в самом разгаре. Но развлечения у детворы не особо разнообразные. Самое популярное – компьютер. Как сделать каникулы живее и интереснее, знает Никита Алфёров, актёр и педагог. Прежде он служил в Новом драматическом театре в Москве, а сегодня занимается с детьми в родном Пятигорске.

   
   

Обратная сторона

Досье
Никита Алфёров родился в Пятигорске в 1981 году. После окончания школы поступил в Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина (Москва) на актёрский курс В.Н.Иванова и В.М.Бейлиса. Учился у прославленных педагогов ­ Риммы Солнцевой и Бориса Клюева. В труппе Нового драматического театра в Москве служил до 2013 года. Преподает в гимназии № 4, руководит командой пятигорской юниор­лиги КВН, ведёт курс сценической речи в Школе Телевидения.
Елена Евдокимова, «АиФ-СК»: Можно ли увлечь сегодняшних продвинутых мальчишек и девчонок старым добрым театральным искусством?

Никита Алферов: Можно и нужно. Детям необходимо заниматься актёрским мастерством, это обогащает их внутренний мир и раскрепощает.

– Но они сегодня и без того раскрепощены до предела…

– Это всего лишь обратная сторона зажима. Развязность. Нередко мальчик или девочка, желая понравиться сверстникам, ведут себя вызывающе, либо агрессивно, либо нарочито веселясь. Это от комплексов и неуверенности. Я – за золотую середину. Важно, ничего не придумывать, а быть собой. Этому я и пытаюсь научить. Разобраться в первую очередь в себе, понять, какой ты. Актёрское мастерство воспитывает художника, творческую личность.

– Они, как правило, ранимы и незащищены. Комфортно ли таким в сегодняшнем мире?

– С коммерческой жилкой, возможно, легче выжить. Но не всегда и не во всём она – «первая скрипка». Актёрское мастерство – это инструмент, дающий массу преимуществ, в первую очередь – в коммуникациях. Самых маленьких – лет шести – ко мне приводят родители, подростки идут, занимаются с увлечением. Есть и взрослые группы – сорокалетние люди с не меньшим интересом постигают азы мастерства актёра. Понимают – это пригодится и в повседневной жизни, в работе.

   
   

– И какая связь?

– Уровни воздействия. Одной фразой можно попросить, приказать, уговорить. Психологический аспект. В своё время Станиславский написал свою знаменитую Систему на основе того, что видел вокруг, всё взял из жизни. Зная законы театра, мы сможем и в жизни выбрать свой способ взаимодействия с окружающим миром, улучшить коммуникативные возможности.

Спрашиваете, можно ли от компьютера оторвать? Там главное – игровой момент, у нас – тоже элементы игры, но живые, настоящие. Это цепляет и взрослых, и детей. Надо научиться видеть и слышать. Ведь можно смотреть, но не видеть. Слушать, но не слышать. Как это важно в жизни – стоит ли объяснять? Понятно, что далеко не все станут актёрами. Славы достигают единицы. И редко кто из родителей целенаправленно растит из своего ребёнка артиста. Но развить творческие способности детей, которые обязательно пригодятся в жизни, стремятся очень многие, раскрыть внутренний мир ребёнка.

С Маленьким Принцем

– Так чему хотите научить своих воспитанников?

– Живому взаимодействию. Почему театр по-прежнему так востребован? Ни один спектакль не повторяется. Каждый диалог, каждая эмоция существуют только раз, здесь и сейчас. И воспринимаются зрителем каждый раз по-новому. Компьютер не даст таких реакций, такой глубины. Возвращаясь к игре, могу сказать: реальная игра лучше виртуальной. Так пусть играют по-настоящему.

Я несколько лет занимаюсь с детьми – с 2007-го вёл курс «Мастерства актёра» в школе с театральным уклоном в Москве. И когда в Пятигорск вернулся, так сложились обстоятельства, продолжил важное для меня дело. Дети везде дети. В гимназии, где я веду театральный кружок, мы ставим «Маленького принца» Сент-Экзюпери. Он не так широко известен сегодня. Эту несправедливость нужно исправлять. Вот мы и исправляем.

– А актёрская практика? На столичной сцене вы сделали немало ярких заявок…

– Увы, в Пятигорске нет драматического театра. Это не просто печально, это громадное упущение, пропасть в воспитании школьников – в первую очередь. Город без театра – грустное зрелище. Тем более столица округа. Собрались единомышленники, создали театральное объединение «Крупный план», выпускаем своими силами спектакли. Это востребовано, это привлекает людей, притягивает. Сейчас Сергей Волков, наш режиссёр, ставит по А.Н. Островскому «На всякого мудреца довольно простоты». Мне доверена главная роль – Глумова. Пьеса русского классика – вне времени. Персонажи, без преувеличения, наши современники. Многое в России не меняется…

Смотрите также: