Его снимки завораживают и заставляют думать. Они наполнены светом, яркими деталями, смотришь - оторваться невозможно. Каждый кадр - событие. Таков мир фотографии ставропольского мастера Фёдора Лашкова. Корреспондент «АиФ - Северный Кавказ» поговорил с ним о родных местах, секретах хорошего фото и многом другом.
Каждая поездка - приключение
Михаил Маслов, «АиФ-СК»: С того момента, как внутренний туризм стал остро актуальным из-за коронавирусных ограничений, многие обнаружили для себя массу нового и интересного у себя под боком. Ваш проект «Открывая Ставрополье» про это же? Про красоты, которые рядом? Почему занялись им, вы ведь сейчас живёте в Петербурге?
Фёдор Лашков: Я родился и вырос в Ипатовском районе, в селе Золотарёвка. Потом уехал в Санкт-Петербург и большую часть жизни уже провёл там. Но, начиная проект «Открывая Ставрополье», хотел показать именно свой родной край во всём многообразии, специально для этого приезжал на малую родину в разное время года. Уже пять лет работаю над проектом, но до сих пор многое открываю для себя.
- У вас особый взгляд. Смотришь - вроде хорошо знакомые места, а выглядят совсем по-другому. Как этого добиваетесь?
- Я всегда своим ученикам говорю: «Нужно смотреть на природу, словно вы в первый раз это видите!». Можно и фантазию подключать. Представьте, что вы впервые увидели Ставрополь, не смотрели ни фотографии, ни картины до этого. И вот такое впечатление должно быть в каждом месте, где вы бываете и фотографируете. Именно его нужно сохранить и передать на фото. Плюс нельзя забывать про обработку. Она очень сильно помогает. Многие фотографы доверяют своё творчество камере, а нужно учиться вытягивать из снимка максимум, создавать гармоничный кадр. Я учился этому лет 10, наверное.
- Вы позиционируете себя как фотохудожник. В чём отличие от просто фотографа?
- Фотограф передаёт документальные факты. А фотохудожник - как писатель, он создает картину и вкладывает в создаваемое изображение всего себя. В своих постах в соцсетях я много времени уделяю не только фото, но и описанию к ним. Люди смотрят, читают, запоминают. Для меня это очень важная задача нести не только эмоции, но и рассказывать о том, что на снимке. Мои подписчики это очень ценят.
- Часто ли бываете в фотоэкспедициях? Попадали в неожиданные ситуации?
- Я настолько сильно люблю эти поездки, что воспринимаю каждую как отдельное приключение. Очень запомнилась поездка в дельту реки Волги. Я ездил в Астраханский биосферный заповедник. Пробыл там 10 дней, и всё это время егеря возили меня по заповедным местам. Дикая природа, много птиц, необычные пейзажи. Путешествие по Кавказским горам тоже запомнилось. Я часто живу в палатках, порой месяцами путешествуя по неизведанным местам. Естественно, это требует подготовки. Я тренирован и знаю, как себя вести в дикой среде, имею хорошее снаряжение, пользуюсь термобельём, чтобы не простудиться. Пищу всегда тщательно упаковываю в фольгу, чтобы запах не привлекал диких животных. В поездки всегда беру с собой электрошокер - его вибрация хорошо отпугивает непрошеных гостей.
Красота простых вещей
- Что больше всего любите фотографировать?
- Меня часто ошибочно называют фотографом-пейзажистом, но на самом деле я фотографирую всё. И животный мир люблю снимать, и жизнь городов. Мои проекты не однобокие, я стараюсь захватить всё, что можно показать. Путешествуя, я могу увидеть то, к чему люди привыкли и не замечают, а я им это заново показываю. И желание поделиться вот этой необычной красотой в простых вещах очень вдохновляет меня.
- Вы ведь ещё и рисуете? Какие сюжеты предпочитаете?
- По сути, в фотографию я пришёл через живопись. В основном пишу картины маслом и акварелью на холсте.
- И что сложнее - создать хорошую картину или фотографию?
- Художники берут этюдники, краски, всё это загружают в машину и отправляются на пару дней куда-нибудь рисовать. У меня нет ни собственного транспорта, ни времени, поэтому я просто беру фотоаппарат, фиксирую всё, что меня зацепило, и потом с этого рисую.
- Сегодня фотографами себя считают все, у кого есть не то что фотоаппарат, но и просто телефон. Как относитесь к такой тенденции? Не приводит ли это к обесцениванию труда профессиональных фотографов?
- С одной стороны, конечно, обесценивает, но с другой - такое всегда было и будет. В своё время был бум писательства, так сейчас и с фотографией. Это пройдёт, и в итоге в профессии останутся только профессионалы.
- А как относитесь к экстремалам, которые ради кадра рискуют жизнью?
- Некоторые люди по природе своей экстремалы, рискуют по-разному, и кто-то делает это с фотоаппаратом в руке. Среди моих друзей есть такие, и я их частично понимаю. Это их выбор.