Во Владикавказе работает выставка портретов осетин из императорского конвоя

Залина Бедоева / АиФ

В Национальном музее Северной Осетии открылась выставка Игоря Лотиева «Осетины в лейб-гвардии Собственном Его Императорского Величества конвое». В год 210-летия лейб-гвардии художник привёз на родину 80 портретов казаков - выходцев из республики.

   
   

Игорь Лотиев с командой единомышленников исследует истории службы осетин в Императорском конвое, реконструирует облик конвойцев, детали их костюмов, вооружения, собирает факты биографий уже 30 лет.

«За каждой картиной стоит большая научно-исследовательская работа. Информация подтверждена архивными документами. Подобных трудов по истории службы осетин в конвое нет. Это прославленные люди, которыми надо гордиться», - сказал на открытии выставки историк, журналист Феликс Киреев. Он один из тех, кто все эти годы проводит кропотливую исследовательскую работу вместе с Игорем Лотиевым.

По словам художника, таким архивом обладает только Осетия. Всего в коллекции Лотиева 130 портретов, некоторые ещё требуют доработки в деталях.

«Я хотел сказать проектом, что эти люди - наша совесть и честь. Предки - часть истории любого народа, память о них надо хранить и беречь для нас самих, для наших детей. Эту галерею я называю «Люди из бездны», так как мы их закопали в своей памяти. Но теперь они с нами. Это были настоящие мужчины, которые знали, что такое совесть, честь, - считает Игорь Лотиев.

Он поблагодарил жителей станиц Новоосетинской, Черноярской, фотоархивы которых помогли в работе. Всеволод Адцеев - один из них. Ему приятно было видеть портреты прадеда и дяди прадеда, служивших в СЕИВ-конвое.

Работа продолжится, ни один казак не должен быть забыт, уверен художник. Также со своими друзьями он начал собирать информацию об осетинах - полных георгиевских кавалерах.

   
   

Сейчас Игорь Лотиев беспокоится о том, как сохранить коллекцию для будущих поколений. По его мнению, Северной Осетии нужен «не зал, а дворец воинской славы Осетии». Мастера поддержал директор нацмузея Батраз Цогоев, сказав, что хотелось, чтобы архив был приобретён руководством РСО-А и остался в республике.