Вооружить манекены
Археологи собрали артефакты, которые позволяют воссоздать облик средневековых горских воинов.
«Собранный материал нам хотелось выставить не в виде фрагментов и отдельных предметов, а в виде реконструкции на манекенах», – объясняет археолог из Академии наук Чечни Рашид Мамаев.
За дело взялись художники. Али Сапаров не раз иллюстрировал книги, героями которых были древние вайнахские воины. Но рисовал их лишь в общих чертах. Теперь в его эскизах много деталей.
«Я воссоздаю облик наших предков по картинам, преданиям, этнографическим описаниям и археологическим находкам, – рассказывает Али. – Чаще всего приходится работать с фрагментами. Но есть и цельные находки, такие как доспехи из Итум-Калинского района. Это кольчуга, наполовину связанная, наполовину выкованная из железных пластин, шлем с забралом и бармицей – сеткой по нижнему краю сзади».
По рисункам художника из современных стилизованных материалов сошьют одежду и выкуют снаряжение для манекенов, которые пополнят постоянную экспозицию Национального музея Чечни.
Рыцарь без страха и упрека
Итум-калинские доспехи веками хранились в мавзолее близ аула Тусхарой. Раз в несколько лет местные жители отодвигали камень и пускали вниз мальчиков, чтобы они почистили оружие, кольчугу и шлем.
По легенде, эти вещи принадлежали вайнахскому «рыцарю» XII века Амри Боке. Он не знал поражений, но пал от руки возлюбленной - грузинской княжны. Её братья заставили дать жениху кубок с отравленным вином.
«У археологов несколько иная точка зрения на возраст тусхаройских находок, – говорит Рашид Мамаев. – Эти доспехи уникальны тем, что в них сочетаются элементы, характерные для разных периодов. Сложное боевое оголовье включает маску, личину, навершие и кольчато-пластинчатую бармицу.
Маска-личина датируется XIII веком, в то время как кольчуга, или панцирь, очень лёгкого плетения и сильно отличается от образцов XIII-XV веков – более тяжёлых, плотных, предназначенных для защиты от топоров, мечей, пик и стрел. Эта кольчуга могла защитить только от сабель, шашек - более позднего оружия.
Бармица – из толстого металла, поэтому относится к более раннему периоду. А вот навершие - времён принятия ислама. На нём выбит полумесяц со звёздами - мусульманская атрибутика.
В мавзолее, где хранились доспехи, не было тела. Видимо, воин был погребён по мусульманскому обычаю, но доспехи сохранили как память об этом человеке».
В процессе носки кольчуги и шлема некоторые элементы изнашивались и замещались, подбирались более удобные конструкции, но основа оставалась прежней.
«Горцы всегда отличались консерватизмом, и доспехи использовались, пока были годными. Грузины-хевсуры в кольчугах пошли даже на Первую мировую войну», – приводит пример Рашид Мамаев.
Таких древних шлемов с личиной, изображающей лицо, по его данным, в России всего шесть, не считая более поздних декоративных изделий. Этот же шлем, судя по всему, использовался по назначению.
Более точно датировать находку тяжело, потому что мавзолей был разрушен во время второй чеченской войны. Военные передали кольчугу со шлемом в ставропольский музей. На родину доспехи вернулись только в 2011 году.
Смотрите также:
- Историю – под бульдозер. Как изучают уцелевшие рисунки древних людей в КЧР →
- Ставропольские археологи нашли уникальное золото скифского царя →
- История змеиных орнаментов на украшениях →