Во Владикавказе до конца новогодних каникул будет работать фотопроект Maskus Заура Тедеева, посвящённый народным маскам жителей Северного Кавказа. Когда и зачем они их надевали, - в материале stav.aif.ru.
В шлемах с рожками веселее
Если бы вы оказались в сельской глубинке Северной Осетии лет 100 назад в канун Нового года, то обязательно встретили бы ряженых. Молодёжь, одетая в вывернутые шерстью наружу овчинные шубы и с масками на лицах, с весёлым шумом и гамом двигалась бы от дома к дому, поздравляя их обитателей с праздником.
Автор проекта фотограф и художник Заур Тедеев, живущий сейчас в Москве, родом из Северной Осетии.
«Маски - неотъемлемая часть карнавалов, театральных постановок и инсценировок во всём мире. Многие знают про японские, венецианские, африканские маски. Однажды я задумался, существовала ли подобная культура на Кавказе, стал изучать эту тему. И обнаружил, что маски были распространены практически по всему округу, но использовались у каждого народа по-разному», - рассказывает фотограф.
По его словам, в Осетии маски ряженых традиционно были развлекательным элементом при праздновании Нового года, реже - на свадьбах. Их делали из войлока, остатков шкур. Они напоминали шлемы, целиком закрывавшие всю голову до плеч. Хотя встречались и прикрывающие только лицо. Отверстия для глаз, рта, носа подчёркивались лоскутами из яркой ткани, изделия часто украшались пышными усами и рожками. Этнофграфы считают, что так люди создавали образы первопредков.
На пиршествах и свадьбах
В Дагестане ряженые устраивали целые постановки на свадьбах. У других народов в масках встречали односельчан с пахоты, выступали на пиршествах, праздновали начало весны. Однако Заур увидел, что культура масок постепенно исчезает из традиций народов Кавказа.
«Эта выставка - первый блок проекта, посвящённый осетинам. На очереди кабардинцы, черкесы и адыги, карачаевцы и балкарцы, народности Дагестана, абхазы, абазины. Мы планируем сделать по городам Кавказа передвижную выставку, а затем единый проект презентовать в Москве и в Санкт-Петербурге», - говорит Тедеев.
Команда собирается воплотить задуманное до конца будущего года. Авторы фотопроекта пытались получить грантовую поддержку, но пока не вышло. Кроме фотовыставки ребята хотят снять серию коротких фильмов в каждом регионе, сделать историческую реконструкцию. К каждому видео местные музыканты напишут саундтреки, из которых соберут альбом.
Пришёл с того света
Маски создала Алана Хугаева по эскизам художника Махарбека Туганова - несколько образцов сохранились только в фондах Российского этнографического музея, по ним и сделали копии. Всего использовали около 10 обрядовых масок, как изготовленных под проект, так и взятых напрокат. Съёмки проходили в сёлах Осетии, где друзья Заура воссоздали весёлую атмосферу старинных новогодних гуляний.
«Оказывается, у осетин маски надевали и девушки, как правило, рядившиеся под мужчин. Также были «похоронные» маски. Такой ряженый надевал ещё и металлическую кольчугу, на которой висели сладости. Этим он олицетворял покойника, пришедшего с того света угощать родных на поминальных мероприятиях. Переодеваясь, человек словно становился своим предком, получал его благословение, связывая прошлое и настоящее», - рассказал Заур.
Он надеется, что традиция обрядовых масок в Северной Осетии возродится, ведь её можно адаптировать и для туристической отрасли, искусства.