В Северной Осетии завершается первый Северо-Кавказский форум креативных индустрий «Кавказский акцент». В столицу республики приехали дизайнеры, представители киноиндустрии, специалисты IT, музыканты, кулинары, ремесленники.
Как кавказские мотивы отражаются в моде и зачем нужны такие форумы, «АиФ-СК» спросил у Сусанны Макеровой – модельера-дизайнера одежды и аксессуаров в стиле неоэтник, автора проектов «Этномода»/ «Цифровая этномода», создателя арт-пространства SuzieMArtRoom и сообщества EtnomodaArtCommunity, профессора, заведующей кафедрой английской филологии и Лабораторией экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета.
История в костюмах
Залина Губурова, «АиФ-СК»: Вы начинали свой путь в большую моду в далёком 2005 году с коллекцией «Черкешенка». А как родилась эта идея?
Сусанна Макерова: Вдохновилась древнейшей культурой адыгского народа, адыгским костюмом. Возникло желание поделиться эстетикой костюма с другими.
Это богатейший материал, с которым можно работать бесконечно, при этом обмениваться с представителями другоих этносов. Своего рода диалог культур через костюм.
Будучи лингвистом по профессии, погружаюсь в культуру разных народов. Российская Федерация отличается многообразием этносов, и в этом наша уникальность, наше преимущество.
Моя первая коллекция «Черкешенка» – это размышления на тему традиционного адыгского костюма, модели с элементы ручной вышивки, басонного плетения по старинной технологии. Коллекция, которая получила высокую оценку на конкурсах, например, на Конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато», где мы завоевали Гран-при.
Ход времени определяет бесконечное движение и устремлённость в будущее. Это фиксирует костюм, который трансформируется, видоизменяется. Меняется форма, материал, технология производства. Меняется человеческий облик. И это необходимо учитывать при работе с этническими мотивами. Чувство меры и вкуса – залог успешного решения и баланса традиционного и инновационного.
Мода – это жанр искусства, нужно чувствовать разницу между ремеслом и мастерством художника. Эту задачу сегодня берет на себя дизайнер, который работает, в том числе, и с этномотивами.
– Каким своим детищем вы особенно гордитесь?
– Все коллекции представляют для меня ценность. Возможно, предметы одежды, которые мы представляем по-новому: башлыки различного кроя из разных тканей с окантовкой по нашей фирменной технологии или кейпы-бурки, платья-пальто. Работаем с конструкцией, наполняя её знакомым смыслом. Проводя исследования костюма в формате экспериментальной лаборатории, находясь в поиске оптимального решения по фактуре, цвету, дизайну, мы выбираем новые «смелые», порой футуристичные образы в сочетании с элементами этники в линиях, геометрии, декоре. Это почерк SuzieMFashionLAB.
Умеренность, сдержанность, характерные для адыгского костюма, в нашем случае передаются чистотой формы. Аскетизм в одежде отражает философию народа и формирует наш язык. Как результат – интерес к нашей продукции в России и за рубежом.
Могу отметить коллекцию «Нетронутое цветение», которую мы демонстрировали на Неделях моды в Краснодаре, Москве, Риме, а также коллекцию «Черкесский сад. Будущее», которая была представлена в Мадриде на самом масштабном показе планеты на установление рекорда Гиннеса.
Опережая время
– Как изменился ваш творческий почерк за 20 лет?
– В достаточной степени. Аналитики моды относят нас к трендсеттерам, задающим тренды в моде. В эпоху этноренессанса мы рассказываем новую историю. «Нетронутое цветение», «Черкесский сад. Будущее», «ЯРуническая» – это этнофутуристические художественные образы, образы из будущего. Работаем на опережение, в то же время стараемся сохранить духовные и культурные ценности своего народа, его душу. Сегодня через костюм мы создаём историю для будущих поколений.
Уже много лет на базе Адыгейского госуниверситета при поддержке Российского союза молодёжи мы проводим конкурс «Этномода», первыми инициировали фестивально-конкурсное движении «Этномода»/ «Цифровая этномода». Ведь к этому направлению есть большой интерес среди учащихся и профессионалов. Председатель жюри – международный аналитик моды, эксперт моды Александр Хилькевич.
– О чем рассказали на форуме во Владикавказе?
– Как работать с этникой. Очень тонко, изящно. Этникой нужно вдохновляться. Это отсылка к культурному наследию, что делает изделие уникальным. Такой прием может «работать» на широкую аудиторию. Такая этника – тренд в модной индустрии сегодня. Мода в новом сезоне - это тренд на новую этнику. Об этом работы резидентов @EtnomodaArtCommunity, сообщества художников и дизайнеров юга, которое мы сформировали. Миссия дизайнеров - транслировать культуру, формировать ценности через костюм. И делать это на новом языке «чувствуя» время, опережая его.
– Каковы в целом впечатления от форума?
– Масштабно. Профессиональный подбор спикеров, важные направления и тематика дискуссий. Отличная площадка для диалога на разных уровнях, а это залог эффективности. Важно, что, как отметил, глава республики Северная Осетия-Алания Сергей Иванович Меняйло, «Кавказский акцент» объединяет республики Кавказа. Организатор форума Эльбрус Дзабиев предположил, что форум может стать общекавказским с разным акцентом в разных республиках. И это отличная идея. Считаю форум знаковым событием для Кавказа, Юга России, для формирования кадрового потенциала. Креативные индустрии расширяют компетенции, а значит, открывают новые возможности. Форум дает новые ориентиры в новое время.