Любовь с детства
Тимур Илаев, вокалист по образованию, солист республиканского академического театра оперы и балета – большой поклонник осетинской народной музыки. Считает, что это наследственное. Дед – Григорий Кулаев часто пел осетинские героические песни и посеял в душе внука любовь к национальной культуре. Тимур с большим интересом занимался аранжировкой народных композиций, стараясь, с одной стороны, приблизить их к современному звучанию, а с другой – не испортить первозданную оригинальность произведений.
Молодой тенор пел арии в театре, выступал с ансамблем и частенько захаживал в сувенирные магазины, где не мог оторвать глаз от поделок из дерева. «Очень хотелось попробовать что-то сделать самому: с детства тяга к рисованию, к работе с деревом», – признаётся Тимур.
Как-то попалась ему на глаза очень красивая пивная чаша. Автором уникального сувенира оказался Сослан Моуравов. Выяснилось, что он делает и музыкальные инструменты. Тимур начал учиться у мастера тонкостям ремесла.
Послание предков
Первым творением стал хъисынфандыр – трёхструнная скрипка, за которую Илаев в 2011 году получил национальную премию «Яблоко нартов».
Основной корпус – из клёна, а верхняя дека – из кавказской ели для лучшего звучания, поясняет Тимур. Сверху – традиционный национальный орнамент, воспроизведенный с филигранной точностью. Автор уверен: «Орнамент несёт определенную информацию. Именно благодаря ему и дошёл до нас нартский эпос».
Мастерит в Ардоне, во дворе или на кухне родительского дома, когда все домашние уходят спать. К воссозданию 12-струнной арфы готовился тщательно.
«До наших дней ни одного образца не сохранилось, только фотографии, – рассказывает Тимур. – Гаха Сланов был последним из сказителей, кто играл на арфе и исполнял Кадджыта, нартский эпос, от которого и записана большая часть нартиады».
По преданию, арфа предотвратила кровную месть между двумя враждующими фамилиями, после чего стала считаться священной. Старинный инструмент кочевал от хозяина к хозяину, побывал даже в руках знаменитого художника Махарбека Туганова, который и передал её в Северо-Осетинский краеведческий музей. Но в 60-е годы её оттуда украли. Остались только фото в трёх ракурсах. Пользуясь этими источниками, мастер и начал восстанавливать раритет.
«Определил необходимые размеры, разобрался в лабиринте линий, образующих солярные знаки. Стремился создать инструмент, максимально похожий на оригинал», – говорит Тимур.
Арфа стала произведением искусства. Но мастер уверен: в ней скрыта сакральная сила. Может, когда-нибудь тайну раскроют знаки на корпусе?
На очереди – волынка
Арфа уже побывала в Москве на Днях национальной культуры, скоро поедет на выставку в Турцию. Тимур же мечтает придумать оригинальную аранжировку в этностиле, где будет звучать арфа. «Постараюсь записать диск и снять клип, где сам спою и сыграю на моей арфе, чтобы и молодежь услышала, какая у нас замечательная музыка».
Признаётся, что на достигнутом не остановится. На очереди – старинная волынка. Во всех начинаниях Тимура поддерживают мама, супруга, а также маленькая дочка Афина, голосистая и музыкальная – вся в папу.