Памятники истории и архитектуры КМВ находятся под угрозой

Елена Евдокимова / АиФ

   
   

Между тем:
Минераловодская транспортная прокуратура направила в Мещанский райсуд Москвы и в Пролетарский райсуд Ростова­на­Дону исковые заявления, чтобы признать незаконным бездействие собственника. Надзорный орган требует устранить нарушения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.
Речь о зданиях четырёх вокзалов, принадлежащих РЖД. Всесильный монополист при получении в собственность памятников истории и архитектуры регионального значения отчего-то «избежал» оформления охранных обязательств в минкультуры Ставропольского края.

– В нём содержатся обязательные требования по содержанию объектов культурного наследия и их сохранению, включающие порядок и сроки проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, – пояснила «АиФ-СК» помощник Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Виктория Михайлова. – В установленном законом порядке не зарегистрировано обременение права собственности, то есть данные об исторической ценности этих строений в документах не указаны.

Как памятники ремонтируют, насколько бережно эксплуатируют – необходимо держать под контролем. Отчего в минкультуры края не забили тревогу, настаивая на оформлении должным образом охранных обязательств? Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России» однозначно трактует необходимость и порядок сохранения памятников, в том числе и региональных. Что примечательно, вокзал в Железноводске, ровесник упомянутых вокзалов по возрасту и также памятник по статусу, охранными обязательствами обеспечен, как и ряд зданий комплекса ж/д вокзала Минвод.

Год культуры?

Представители бизнеса всегда готовы принять в собственность старинные здания, ведь расположены они, как правило, в центре, на весьма привлекательных земельных участках. В Ессентуках не так давно на улице Кисловодской был снесён памятник истории и культуры, строительство на этом месте ведут местные олигархи… А ведь исторических зданий в городе раз-два и обчёлся. На протяжении более 10 лет стыдливо прикрыто архитектурное украшение на центральной площади Ессентуков – бывшая гостиница «Метрополь», да в каждом городе-курорте немало адресов, где при молчаливом бездействии властей беззастенчиво разрушаются памятники.

Может, хотя бы в год культуры процесс удастся остановить и спасти от уничтожения памятники российской истории?

Комментарий:
Сергей Савенко, директор Пятигорского краеведческого музея: «Самый старый из названных вокзалов – георгиевский, начало строительства датируется 1874 годом, когда проводилась одна из первых на юге железнодорожных веток. Рельсы, соединяющие города­курорты, проложили по высочайшему повелению – по дороге от Минвод до Кисловодска проехал в экипаже министр путей сообщения Константин Посьет, лично подтвердив необходимость железнодорожного сообщения. Спроектировали дорогу в 1880­х, в 1890­х начали и позже достраивали отдельные здания вокзалов, вплоть до 1914 года. Особо выделяется вокзальный комплекс Кисловодска, возведённый в едином стиле со зданием Курзала (нынешней филармонии) известным архитектором Евгением Дескубесом. Ему принадлежит и проект вокзала в Пятигорске, утраченного в 70­-х».
   
   

Смотрите также: